463

Жир земли: Зачем поляки вживляют драгоценные камни в тело Жигулевских гор

Текст: Константин Зацепин Фото: Петр Гридин

Ширяевскую биеннале ждет едва ли не самый дорогостоящий проект в истории: в тело Жигулевских гор внедряют настоящие топазы, гранаты, аметисты и другие ювелирные камни. «Ожерелье для горы» — это одна из центральных и в то же время сложных для восприятия работ авторов из Польши — Доминики Скутник и Марека Франковски. Кураторы называют этот жест вариантом «кэша», возвращенного Природе. Скутник как автор интересуется природными процессами, происходящими во времени и пространстве — образованием камней, кристаллов, раковин, которые она активно использует в своем творчестве. Константин Зацепин успел задать художникам несколько вопросов перед их отправлением в Ширяево.

f

— Доминика, как бы вы описали свой метод работы?

Доминика Скутник: Я стремлюсь устанавливать личностные, доверительные отношения с чем-то, что больше, масштабнее меня, в основном — с природой. Прежде всего я автор инсталляций, хотя образование получила в области живописи. Но постепенно мое творчество ушло в сторону все большего увеличения масштаба. Например, меня интересуют геологические процессы. Поэтому я все меньше работаю в галереях и чаще выхожу в природные пространства. На меня в этом смысле повлиял лэндарт шестидесятых. Хотя я стараюсь не замахиваться на большие объемы в том смысле, что моя идея может предполагать немалый пространственный размах, но ее воплощение — это вовсе не обязательно тонны асфальта или цемента.

— Ваш проект на биеннале как раз из таких. Мне он показался очень многоплановым. А что в нем главное для вас как автора?

ДС: Основная идея в нашем проекте — жест дарения, возврата природе того, что ей принадлежало. То есть, вместо того, чтобы забирать у природы или делать что-то искусственное помимо нее, мы просто берем то, что было некогда взято, и возвращаем обратно. Хотелось бы подчеркнуть этой работой, что не все из того, что делает человек, связано с разрушением. А еще мы не вполне разделяем горы и нас самих. Наш проект показывает некий цикл, который объединяет нас и горы в некий единый организм. В проекте две части — моя инсталляция и фотокнига Марека. Это художественная книга, арт-издание, возможно со стихами.

Марек Франковски: Я учился на графического дизайнера, но больше пятнадцати лет занимаюсь фотографией. Главный общий интерес у нас с Доминикой — камни. Меня очень впечатляет что я имею дело с объектом, который старше меня на многие миллионы лет. И я чувствую себя первопроходцем, потому что, возможно, я первый и единственный человек, который запечатлеет этот камень.

Фото: Доминика Скутник

— А какую роль вы уделяете зрителю?

ДС: В этом проекте не очень большую. Для нас имеет большее значение материальный жест. Камни драгоценные, и именно это важно — их осязаемость, весомость.

— Вы много взаимодействуете с природой. Есть ли, на Ваш взгляд, в русской природе нечто особое по сравнению с европейской?

ДС: Что касается русской природы — нам еще предстоит ее изучить. Например, когда я работаю в каменоломнях, для меня очень важен процесс возникновения горы, как она складывалась геологически. В любом случае мы не акцентируем различий, нам не важно, российская природа, польская или из каких-то других европейских стран. Мы работаем, ориентируясь скорее на определенный дух места.

«Ожерелье для горы» покажут зрителям в рамках Номадического шоу на IX Ширяевская биеннале современного искусства

27 августа, начало в 11- 40 с прибытием паромов на пристань села Ширяево

Расписание здесь

Группа вкФейсбук