753

Ну ты животное: что смотреть на выставке «Естество» в галерее «Виктория»

Как икона с оленем, эксперименты над детьми, обереги из камыша и хомяк в колесе сансары стали арт-объектами: «Большая деревня» попросила куратора новой выставки «Естество» Сергея Баландина рассказать о 10 ключевых «животных» образах экспозиции.

а

Обезьяна

В животном традиционно видели воплощение всех диких и необузданных человеческих страстей, но фотографии Олега Кулика из серии Memento mori придают образу обезьяны оттенок благородного страдания. Художник сфотографировал морды обезьяньих чучел в музее, и в них — мертвых — обнаружил широкий спектр сложных человеческих характеров. Взгляды стеклянных глаз кажутся живыми, лица — просящими, а грань между живым и мертвым — стёртой.

f

Ребенок

Фрагмент фильма «Механика головного мозга»

Казалось бы, как можно ставить детей в один ряд с животными? А вот в 1920-е годы советские учёные сделали именно это: опыты проводили не только над собаками, но и над детьми. В фильме Всеволода Пудовкина «Механика головного мозга» среди кадров с лягушками и собаками, которых бьют током, можно увидеть мальчика, которому через отверстие в щеке вставляют пробирку для сбора слюны, кормят, и смотрят, сколько слюны вылилось. В другом месте испытуемого кормят бисквитами по звонку, а потом просто звонят, снова замеряя количество вышедшей слюны. Этот фильм в очищенном от титров виде Олег Кулик выбрал в 1998 году для своей видеоинсталляции «В глубь России».

f

Олень

Художник изобразил оленя от лица вымышленного персонажа Николая Борисова

Олень в средневековой Европе был символом Христа, борющегося с дьяволом, а в советской культуре — главной фигурой на настенных коврах. В творчестве московского концептуалиста Игоря Макаревича олень превратился в знак омертвения и советского застоя. Художник выдумал персонажа Николая Ивановича Борисова, который мечтает стать деревом, — и от лица сумасшедшего героя вырезал изображение зверя в виде иконы: все потому, что Николай Борисов видит у оленя не рога, а «дерево на голове».

f

Камыш

Камыш — растение, воспетое российским коллективным бессознательным: тут и народное «Шумел камыш», и символистское «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». Кроме того, его издавна использовали как строительный и утеплительный материал. Инсталляция Ильи Федотова-Фёдорова рассказывает и о поэтической, и о практической функции камыша: в экспозиции «Музея цивилизации» художник взял камышовые куклы племени Неприр, проживавшего на территории Самарской области больше десяти веков назад, а также домашние обереги из сухого лилейника, водяных драконов, идолы и ловушку для духов глубины из веток, камней и нитей.

f

Собака

Олег Кулик известен как человек-собака

Все знают, что Олег Кулик прославился как человек-собака — в 1994 году он предстал перед публикой в образе бешеного пса, голый и перевязанный цепями. В этот раз Кулик снова обратился к «собачьей» теме, сделав пса героем своего видео: в ролике художник играет с собакой, купается вместе с ней и ест из одной лохани. Проект называется «Семья будущего», — хотя настоящая жена Кулика, Людмила Бредихина, в кадре не появляется.

f

Роза

Владимир Дубосарский увеличил розы с советских открыток до безумных размеров

Количество роз в европейской культуре переходит все границы: от войны Белой и Алой розы до знаменитого фильма Сергей Соловьева про «эмблему любви» и «эмблему печали». Эту всеобщую затюканность розами показал в своей серии «Старая открытка» Владимир Дубосарский, увеличивший советские поздравительные открытки до размера метр на метр восемьдесят: пропорционально размеру роз увеличилась и их вопиющая аляповатость.

f

Трава

Самарская художница Оксана Стогова решила победить смерть и посадить траву на каменистом берегу озера в Ширяево, где никогда не было зелени из-за непригодной почвы. На экспериментальном участке, с которого сняли слой извести и уложили чернозем, посеяли грядки немецкой газонной травы и местной с соседнего луга. Жизнь победила и трава проросла, а время и стремление природы к уравниванию сгладили все межклассовые различия.

f

Хламидомонада

Хламидомонада знакома нам с уроков биологии, однако мало кто помнит, что она размножается через слияние двух особей в одну зиготу. В своем стихотворении «Гологамия» (в переводе с древнегреческого «Полный брак») поэтесса Вера Павлова в сухой энциклопедической статье о бесполом размножении обнаруживает метафору платонической любви. И ведь не поспоришь: в отличие от человека, решившие оставить потомство хламидомонады имеют полное право называть друг друга своими «половинками».

f

Хомяк

Хомяк пытается сбежать из колеса сансары

Хомяка большинство считает существом неумным, ленивым и прожорливым. Но в видео Анны Толкачевой, в основу которого легло стихотворение Всеволода Некрасова «Свобода есть», хомяк, посаженный в колесо для белок, проявляет волю и выходит победителем. Грызун останавливает бег и оглядывается,- в этот момент создается ощущение, что он способен «критически мыслить» и сознательно искать пути к побегу. А само видео посвящено «свободе» не только в политическом смысле, но и в религиозном (если точнее, в индуистском) — показывает выход из колеса сансары в нирвану.

f

Цистозира бородатая

Цистозира — водоросль, распространенная на побережье Черного моря. Её и других подруг по растительному царству — полевую фиалку, петров крест, мелколепестник едкий — собрал в свой гербарий художник из Воронежа Илья Долгов. После того, как растения высохли, Долгов скрупулезно перерисовал их акриловыми красками и маркером. Зачем он это сделал? Так ведь все знают, что жизнь коротка, — искусство вечно.

Прочитайте интервью с Ильей Федотовым-Федоровым, чьи работы можно увидеть на выставке. 

Выставка продлится до 16 октября

«Естество»: галерея «Виктория», Некрасовская, 2