39

Приятного чтения: школьная программа

Андрей Олех

 

Пройти десять лет школьной программы, и сохранить любовь к литературе — непростая задача, осилить все что она предлагает — еще сложней. Спустя годы после получения аттестата, бывает полезно вспомнить русскую классику, а для кого-то может и открыть ее впервые.

 

Школьная программа по литературе, собственно, и не скрывает, что ее цель — это не привить детям любовь к чтению и искусству, а нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан. В самих по себе нравственности и патриотизме нет ничего плохого, но они диктуют определенный круг авторов и произведений. Часто получается, что школьники изучают не самую лучшую книгу писателя, а ту где больше любви к родине. Но хуже всего — это однобокие трактовки, подгоняющие текст под цели предмета.
Другой огромный недостаток школьного курса — это огромное количество необходимых для ознакомления книг (не считая внеклассного списка). Даже взрослому любителю чтения будет непросто выдержать такой темп, а отличник, у которого кроме этого, есть еще с десяток не менее важных предметов (а литература, вообще, редко считается главной дисциплиной), просто обречен на краткие пересказы. Для всех остальных детей предмет просто бесполезен, так как они заранее обречены на то, что сделать не в силах. Совершенно неясно, как шестикласснику читать «Дон Кихота», и почему из всех многообразных и интересных эпосов народов мира ему нужна именно финская «Калевала».
Несмотря на все вышесказанное, у школьной программы есть одно неоспоримое достоинство:
впечатление от хорошего произведения очень нелегко испортить. Какую бы чушь об «истинном смысле» книг ни несла по старой памяти Марьивана, литература и без ее помощи способна рассказать о себе.

 

Иван Бунин «Темные аллеи»


Где еще в мире в школьной программе по литературе можно обнаружить эротику? Очевидно, многочисленные защитники нравственности просто не осилили сборник Ивана Алекссеевича, иначе он был бы давно запрещен.

 

Это не просто череда рассказов с вольным содержанием от нобелевского лауреата. Бунин, пожалуй, лучший русскоязычный стилист первой половины XX века, и его проза прекрасна, независимо от содержания. Его текстом надо любоваться неспешно, а возвращаться к ней можно всю жизнь. Сам автор считал «Темные аллеи» своим лучшим произведением.

 

Иван Тургенев «Записки охотника»


Зарисовки крестьянского быта от проходящего мимо дворянина с ружьем, уже 150 лет используется, как эталон описания «народа». Наблюдательность и искренняя любовь к людям и природе помогли Тургеневу создать всем знакомый и узнаваемый миф (в хорошем смысле слова) о Родине.

Субъективно, но ранние рассказы из «Записок охотника» превосходят все последующие работы автора. Они живее, легче и лишены обязательной назидательности позднего Тургенева.

 

 

Михаил Салтыков-Щедрин «История одного города»

 

Летопись города Глупова, конечно, прежде всего, сатира. Всегда смешная и злободневная для России. Но кроме этого, еще и одно из главных мировых произведений абсурда. Салтыков-Щедрин в одиночку на полвека опередил европейскую литературу, и что это если не повод для национальной гордости?

Для школьной программы это просто глоток чистого воздуха: среди грустных историй о животных и череды воспоминаний о несчастных детствах, «История одного города» кажется особенно веселой и непринужденной прозой.

 

Алексей  Толстой «Князь серебряный»

 

Романтические приключения в России времен Ивана Грозного, странным образом актуальны в любое время. Страна в разрухе, опричники творят беспредел, а царь безмолвствует и попустительствует. Приличному князю просто не находится другого дела, кроме как самоустраниться. Все закончится очень плохо.

Говорят, что за два года до публикации, в 1861 году, автор читал книгу при дворе, и императрице очень понравилось. На хорошо не скажешь плохо: динамичный сюжет, яркие герои, несчастная любовь и понятная гражданская позиция. Приятного чтения.