1344

Мнение: что происходит с квест-румами в Самаре

Текст: Анастасия Левкович Фото: Артем Голяков

Самарский квест-рынок вырос всего за год: за это время горожанам предлагали сбегать из психушки, искать миллион, спрятанный Хайзенбергом из сериала «Во все тяжкие», и путешествовать во времени в стиле Рика и Морти. Открытие нового квеста на современном самарском рынке, тем более, без раскрученной франшизы, — дело очень рискованное. Не побоялся и бросил вызов Самаре вчерашний школьник Максим Сизоненко.

Максим Сизоненко, создатель квеста

Вместе со своим другом он открыл квест в реальности «КвестКом» и рассказал, что происходит с культурой тайных комнат в городе: почему в Самаре заходят перформансы, что нас по-настоящему пугает, и что общего между квестами и последними «Звездными войнами».

Душа против коммерции

Прежде чем открыть свое дело, мы сами себе устроили своеобразный квест-тур: прошли больше двадцати самарских комнат и еще столько же питерских, чтобы понять, что больше всего цепляет людей.

Когда-то, чтобы сделать квест, достаточно было просто арендовать небольшой офис, склад или даже подвал, попрятать по углам замков и ключей. Сегодня такое не пройдет: чтобы выжить на рынке, нужно или покупать раскрученный бренд по франшизе вроде «Клаустрофобии», или придумывать фишечку с оригинальным сюжетом и механизмами собственного производства.

Первый вариант, конечно, заманчив. Купил готовый продукт, сделал такой же в своем городе и получай с него деньги. Творческая составляющая при этом теряется практически полностью — сюжет, механизмы, схемы прохождения уже готовы и ждут нового франчайзи. Мы же можем договориться с гостем о необычных условиях. Например, предоставить нашу комнату не только под стандартную игру, но и сделать ее частью мальчишника, девичника или дня рождения. Да и продумывать самому все детали сюжета — одно из главных достоинств данного бизнеса, ведь это не только работа, но и отличное хобби. Зарабатывать на своем деле нужно, главное не перегнуть палку и не повторить историю со «Звездными войнами». Последняя часть фильма идеальна с коммерческой точки зрения, но после просмотра оставляет внутри абсолютную пустоту.

Именно ради эмоций мы собирали комнату с нуля своими руками, придумывали историю, составляли загадки, подбирали необходимые механизмы, находили разные артефакты. Знаете, какую гордость мы испытывали, когда удалось раздобыть самый настоящий противогаз, пролежавший больше пятидесяти лет в бомбоубежище?

Страшно интересно

Сегодня большинство сюжетов построено на страшных, мистических историях. Страх — очень яркая эмоция: она помогает раскрасить серые будни людям, которым не хватает адреналина в обычной жизни. Кто-то щекочет нервы с помощью триллеров и ужастиков, а гости квест-румов фактически становятся на место героев из фильмов ужасов, проживают историю, а не просто следят за сюжетом. На эффект вовлечения работает взаимодействие с актерами, которые могут зловеще рычать из-за двери или отыгрывать сцену внутри комнаты. Декорации квеста могут быть гораздо дешевле, чем в кино, но создавать атмосферу ничуть не хуже. Для этого мы тщательно продумываем каждую деталь, начиная со входной двери и заканчивая книгами и пробирками на полке, даже если они не пригодятся для прохождения квеста.

В своем первом сюжете мы решили не борщить с ужасами. У нашего квеста «Капкан» история сама по себе жутковата, хотя сюжет ближе к советской научной фантастике, чем к ужастикам. Это легенда о советском профессоре, который разрабатывал проект создания киберсолдат для войны с Америкой, но оттепель и перестройка помешали его планам и привели к помешательству. После этого одержимый ученый начал заманивать людей в свою лабораторию и проводить над ними опыты. Чтобы выбраться из лап профессора, нужно не только искать коды, пароли и шифры, но и решать непростые аналитические задачи.

Этот квест мы построили на сочетании мрачной атмосферы и непростых загадок. Для хардкорных квестоманов мы насытили его задачами повышенного уровня. Нам хотелось, чтобы кроме эмоциональной встряски участники получали еще и интеллектуальное удовольствие от игры. Но о начинающих мы тоже заботимся. Мы заметили, что во время тестовых прогонов не все могли вспомнить даже как выглядят оси координат, и тогда было решено дать нашим гостям выбор: можно пройти упрощенную версию с бесконечным количеством подсказок или продвинутую, где получить помощь оператора можно лишь трижды.

От реальности в виртуальность

Любовь к квестам пошла от компьютерных игр в жанре «Интерактивный поиск предметов», интересного, но сегодня незаслуженно забытого. Как пример, легендарная «Сибирь», где молодая юристка Кейт Уолкер из Нью-Йорка приезжает в тихий альпийский городок и попадает в череду мрачных приключений. Сейчас многие квесты возвращаются обратно в виртуальную реальность — это один из самых интересных трендов современного рынка. Человеку дают манипуляторы вместо мыши, надевают специальные очки и сажают в абсолютно пустую комнату. Игрок путешествует по виртуальному миру, слушает подсказки оператора и решает загадки, практически не сходя с места. Мы думаем сделать вторую комнату в таком формате, его потенциал в городе у нас еще не раскрыт.

Еще одним интересным трендом, уже популярным в столице, являются по-настоящему масштабные (двух-, трех-, шестичасовые, а то и на целый день) квесты, которые задействуют огромные площадки. Массово до Самары они пока не дошли — аудитория местных квест-румов не настолько большая, чтобы окупить серьезные затраты на постановку крупных историй. Можно было бы сэкономить, устраивая квесты-спектакли на открытом воздухе. Это чем-то похоже на сходки ролевиков или толкинистов: участники примеряют роли персонажей и выполняют миссии в строгом соответствии с характером выбранного героя. Только в данном случае гостям не нужно париться с организацией и подготовкой костюмов и историй.

Можно было бы арендовать под это дело, например, заброшенные заводы, и делать игры в сталкерской или зомби тематике, которые сейчас на волне. Но чтобы воплотить эту идею в реальность, нужно найти владельца заброшенной территории, который согласится сдавать ее за символические деньги и охрану. Иначе окупить такой квест не получится.

Взгляд вперед

Знаете шутку, что самый лучший прогноз погоды в Самаре — тот, что был в Москве два дня назад? Так вот, шутки здесь не так уж и много. Крупные столичные игроки постепенно распространяют свое влияние на города поменьше, а дальше начинают работать законы рынка и большой рыбы, которая постепенно съедает всю мелочь в озере. Вся надежда только на специфику индустрии: квест-румы — это не только четко выверенный бизнес, но и способ получить эмоции.

Поэтому индустрия квестов вряд ли полностью уйдет в коммерцию, и на рынке всегда найдется место для маленьких и независимых компаний, у которых оператор, создатель и учредитель — один и тот же человек. «Быть маленьким — это здорово!» — так звучит один из законов маркетинга. Небольшие компании быстрее реагируют на тренды, могут позволить себе оперативные изменения в сюжете, если участники начинают скучать, и всегда открыты для экспериментов.

От 2000 рублей до 2500 рублей
на команду до шести человек

КонтактыСайт, Вконтакте
Садовая, 263, тел.: +7 (917) 94-84-777