32

Приятного чтения: неизвестные шедевры. Часть вторая

Андрей Олех

Андрей Олех и сеть книжных магазинов «Метида»  продолжают рассказывать о хороших, но малоизвестных книгах. В этот раз мы разберемся с экзистенциальными проблемами английского среднего класса и окунемся в переживания Адольфа Гитлера в альтернативной реальности.

 

Сью Таунсенд «Женщина, которая легла в кровать на год»

Цена: 415 рублей 

 

 

Английский писатель хорошо известна у себя на родине как автор серии юмористических книг об Адриане Моуле. Популярность пришла к ней в 1980-х, и с тех пор она считается чуть ли не классиком. Честное название — одно из преимуществ произведения: текст — ровно о том, как он называется. Уставшая от жизни женщина пятидесяти лет ложится в кровать и отказывается с нее подниматься. Вокруг нее разворачиваются события и появляются персонажи. Она лежит.

 

«…— Твоя проблема в том, что ты хочешь все время быть счастливой. Тебе уже пятьдесят — неужели ты до сих пор не поняла, что большую часть времени каждый из нас просто устало тащится по жизни? Счастливых дней немного, и они случаются крайне редко. А если я потрачу оставшиеся мне дни, чтобы подтирать задницу своей пятидесятилетней дочери, то счастья мне точно не видать…»

Издатели называют книгу смешной и трогательной, но в произведении больше печали, чем юмора. Если начало может показаться мелодрамой, то все происходящее дальше превращается в настоящую экзистенциальную драму с легким налетом абсурда. Проблемы английского среднего класса, когда все есть, а счастья нет, выходят на первый план. Горькая ирония над личной историей героини, превращается в непростой разговор о проблемах «белого человека».

 

«— Да какая может быть гармония в одежде, когда я не знаю, кто я вообще такая? — возмутилась Ева. — Иногда мне жаль, что мы не вынуждены носить форму, как китайцы во времена культурной революции. Им не приходилось раздумывать, что надеть с утра. На все про все одна форма — мешковатые штаны и туника. Мне бы этого вполне хватило».

При всем этом «тяжелой» книгу не назовешь. Она написана простым языком, с множеством диалогов, главами небольшого объема и иногда старается быть смешной. «Женщина, которая легла в кровать на год» вышла в 2012 году и стала последним произведением Сью Таунсенд — в 2014 году она умерла.

 
«Вновь погружаясь в полудрему, Ева заново обдумала свои счастливые воспоминания и поняла, что в них неизбежно вторгалась жестокая реальность. На месте березовой рощи раскинулся коттеджный поселок, ручей замусорили. Холм срыли — там теперь находится центр государственных услуг, — а Брайан больше не встает среди ночи, чтобы покормить детей».

 

 

Эрик-Эмманюэль Шмитт «Другая судьба»

Цена: 537 рублей

Французский писатель, признанный драматург и доктор философии пишет много и часто. Роман «Другая судьба», вышедший в 2001 году, — скандальное и неоднозначное произведение. Главным героем книги является Адольф Гитлер, а повествование разделено на два плана. В хронологическом порядке перед читателем предстают две реальности: одна историческая, где нервный юноша превращается в фюрера, другая вымышленная, в которой Гитлера принимают в Венскую Академию художеств и он становится обычным человеком.

 

«Поэтому все они невзлюбили Гитлера и никогда не упускали случая садануть его дверью или толкнуть на лестнице, но Адольф этого просто не замечал, как не замечал и особой любезности фрау Херль — о, простите, Ветти — по отношению к нему: он трепетал перед этой властной женщиной, всеобщей матерью, у которой даже фамильярность казалась приказом».

История сослагательного наклонения не терпит, но размышлять о возможных вариантах развития событий никто не запрещал. И Эрик-Эмманюэль Шмитт фантазирует вовсю. Даже если вы знакомы с реальной биографией Гитлера, чтение его «настоящей» судьбы вас будет часто удивлять. Вымышленная история — это просто череда неожиданных сюжетных поворотов и персонажей, многие из которых известны не хуже Гитлера. Да и сам главный герой, представленный в неожиданном свете, ломает стереотип и шокирует читателя своим непривычным амплуа.

 

«…потому что он понял на перроне, глядя вслед удаляющимся студентам, что надо жить — жить спешно, жадно, чтобы ничего не упустить. Он стал эгоистом и жизнелюбом. Его счастье нуждалось в счастье других. Что-то от его былого альтруизма растаяло, та пресыщенная, та подавленная часть его души, которую занимал мир в целом, а не его личные интересы».

Автора, впрочем, больше интересует внутренний мир героя, чем его история. В обеих реальностях книги на Гитлера действует «магия главного героя», и читатель невольно начинает ему сопереживать. Отсюда возникает главный вопрос к произведению: а нуждается ли массовый убийца и тиран в понимании? И пусть на этот вопрос отвечает сам Эрик-Эмманюль Шмитт. Приятного чтения.

 

» — Но этот Гитлер, он был сумасшедший, да?

— Нет, не больше, чем ты или я…

— А немцы что шли за ним, они тоже не были сумасшедшими?

— Такие же люди, как ты и я.

— Хорошая новость! Значит, быть человеком — большая гнусность.

— Что такое человек? — продолжает отец. — Человека делают выбор и обстоятельства. Никто не властен над обстоятельствами, но над своим выбором властен каждый».