1005

Beat Weekend: 5 крутых фильмов о музыке

С 17 по 20 ноября в Самаре пройдет фестиваль Beat Weekend — региональная версия международного марафона документалок Beat Film Festival. В этом году кинотеатр «Художественный» выведет на сцену новых героев — грузинских скейтеров и африканских электронщиков, компанию которым составят звезды: Дэвид Боуи, Игги Поп и Placebo. Рассказываем, что и когда смотреть.

«Gimme Danger: история Игги и The Stooges»

17 ноября
20-30

Звезда американского независимого кино Джим Джармуш представляет фильм о контркультуре 1960-х и о тех, кто ее формировал — Игги Попе и ведомых им панк- первопроходцах, группе The Stooges. Gimme Danger — это эссе о легендарном рок-коллективе, созданное из музыкальных записей, архивных съемок, свежих интервью и взгляда самого режиссера: в своем фильме Джармуш снова признается в любви другу Попу, который уже появлялся в его «Мертвеце» и «Кофе и сигаретах».

Картина рассказывает о молодости рок-н-ролла и шестидесятых, славящихся своим лихим и оголтелым характером. Таким же получилось повествование автора — по его словам, «немного диковатым, беспорядочным, эмоциональным, забавным, простым и элегантным». В центре сюжета — старт The Stooges, когда они во главе с Игги крушили все на своем пути, полосовали себя стеклом на сцене, дрались со зрителями, попутно создавая один из самых впечатляющих рок-н-рольных мифов всех времен и народов. Появившись в американском мегаполисе, группа обрушила на людей агрессивную смесь рока, джаза и блюза, которую некоторые называли «адской», — но именно она смогла понравиться миллионам.

Мировая премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале в мае этого года. В российском прокате фильм стартует 24 ноября.

«Когда земля кажется легкой»

18 ноября
19-00

«Когда земля кажется легкой» — это поэтическая история о первом поколении грузинских скейтеров и о том, как молодые и хищные создают свой собственный Тбилиси. Фильм показывает постсоветскую эпоху с нового ракурса: даже самые популярные улицы и переходы видятся иными, когда проносишься по ним на скейте. Например, на скорости преображается всем знакомый переход под улицей Руставели или парк Мтацминда, куда герои забираются ночью.

«Основная разница между ребятами в Грузии и американскими скейтерами в том, что первые сейчас находятся как будто в 1970-х, когда скейтбординг ещё только зарождался. Они катаются просто так, а не с целью стать профессионалами и что-то из этого выжать. В США это уже профессия, что, по-моему, убивает какую-то магию, а парни в Тбилиси до сих пор овеяны этой волшебной беззаботностью» — так описывает героев документалки режиссер Тамуна Карумидзе.

Зигги Стардаст
и пауки с Марса

19 ноября
19-00

Зигги Стардаст — придуманный Дэвидом Боуи персонаж. Он прибыл на Землю, чтобы спасти мир от уничтожения с помощью рок-н-рола. 3 июля 1973 года на сцене лондонского Hammersmith Odeon состоялся последний концерт Боуи в этом образе. О том, что это выступление — прощание с космическим мессией, не знал никто: ни музыканты группы, ни режиссер ленты Пеннебейкер, который в тот день планировал снять двадцатиминутный промо-ролик. Под впечатлением от Боуи он запечатлел все, включая бесчисленные наряды артиста и полуживых от счастья фанатов в партере.

Так спонтанно и родился фильм, у которого даже нет конкретного сюжета.

Картину открывает съемка очереди перед движем: суета, по-битловски одетые курящие ребята. Сам концерт команда режиссера писала одновременно с разных ракурсов. Это позволило зрителям побывать и на самой сцене, и в фанатской толпе: люди смеются, плачут и истерично закатывают глаза.

Режиссер также проводит зрителя за кулисы и в гримерку, где певец превращался в своего сценического персонажа. Так Пеннебейкер показывает нам разницу между самим Боуи и созданным им героем. Ставший документальной классикой и памятником Боуи на экране фильм-концерт — это попытка поймать лицо кумира, постоянно меняющего обличие.

«Фонко»

19 ноября
20-35

Шведский фильм рассказывает о настоящей музыкальной революции, которая происходит сегодня в странах Африки. Городская клубная музыка здесь объединяется с традиционными стилями, а подаренные интернетом новые возможности открывают большому миру целый ряд новых талантов.

Известный документалист Йоран Олссон показывает Африку бурлящим океаном, где музыка воплощает свободу, энергию и движение. Действие перемещается от Дакара через Аккру, Лагос, Луанду в Йоханнесбург. Сюжет разбавлен фрагментами выступлений популярного нигерийского музыканта Фела Кути — музыкальной иконы и влиятельного политического активиста. Его высказывания о том, что слово «демократия» не так уж далеко от «сумасшествия» (democrazy) соседствуют с впечатляющими образами молодых африканских музыкантов, — тех, кто готовит танцевальную революцию в домашних условиях. Для самой Африки электронная музыка сегодня — это не просто мода, а возможность найти общий язык между соседними культурами и попытка обрести собственный голос в мировом масштабе (в том числе, и женский).

Placebo: Alt. Russia

20 ноября
20-30, 21-40

Документалка рассказывает о туре британской группы Placebo по десяти российским городам. Летопись путешествия по транссибирской магистрали вел один из лидеров группы Стефан Олсдал. По этому же пути в свое время колесили другие герои феста — Дэвид Боуи и Игги Поп.

В итоге команда смогла своими глазами увидеть то, о чем не пишут в заокеанских газетах — представленную в фильме художниками, архитекторами и музыкантами культуру, которая, как оказалась, есть не только в Москве. Интересен и сам чёс группы от Сибири до Балтийского моря: в кадре — нестандартная гастрольная рутина и живые эмоции от концертов.

Показ предваряет мировой тур группы, приуроченный к ее 20-летию, а также российские концерты Placebo, которые пройдут 24 октября в Петербурге и 26 октября в Москве.

КРЦ «Художественный», Куйбышева, 105. Вход: 300 рублей