2043

Эффект «Продиджи»: почему нас штырит на концертах

Карина Лебединская

6 ноября во Дворце спорта отгремел концерт The Prodigy, на котором в диком танце умерла и воскресла вся Самара. Выступление электронщиков стало лакмусовой бумагой для городских фанатов: одни ушли с выступления, прикрывая разбитые в слэме лица, другие ни на секунду не выпускали из рук телефон, снимая все происходящее, третьи орали имена музыкантов, смахивая капли пота со лба.

«Большая Деревня» разобралась, почему мы так кайфуем на концертах. Попросили практикующего психолога с двадцатилетним стажем Ирину Исангулову рассказать, как возникает слэм, кто чаще всего пробивается в первые ряды и зачем снимать видео, на которых ничего не видно и не слышно.

В качестве иллюстраций выбраны видео с концерта The Prodigy, на которых ничего не видно и не слышно.

Адовое месиво на Продиджи. Вы там как, живы, ребят? #bigvill

Видео опубликовано Большая Деревня (@big_vill)

— Чем объясняется необходимость ходить на концерты?

Ирина Исангулова
Практикующий психолог

— Во-первых, так называемые звезды вызывают у нас сильные чувства любви и привязанности. В мире, где даже между близкими людьми нет проявления чувств, «звезда» со своей песней прямо через наушники берет тебя за сердце, говорит с тобой на самой интимной дистанции о любви и боли. Этот собеседник не поучает, не вредничает, не наказывает. Но он как бы есть, и его одновременно нет. Поход на концерт в этом случае — выход в поле реальности, редкий шанс, когда мы можем выразить свои чувства тому, кто так долго грел душу и сердце.

Вторая причина больше социальная — многие ходят «людей посмотреть, себя показать». И еще один фактор: при большом скоплении людей человек начинает чувствовать себя-по другому. В обычной жизни у нас может быть много страхов, но присоединяясь к толпе, мы перестаем бояться, чувствуем свободу и безнаказанность — то есть, индивидуальная психика как бы растворяется в коллективной.

— Становится ли человек в толпе опаснее?
И зачем люди слэмятся?

— Попытки толкнуть другого и двигаться с элементами боя связаны с инстинктивным желанием дать выход внутреннему напряжению — к этому добавляются избыток чувств, перевозбудимость от большого количества людей, плотность толпы, шум.

В толпе человек становится опаснее: это уже не отдельная личность, а часть массы. Здесь руководят инстинкты, и каждый при этом анонимен. Нельзя сказать, что все становятся неуправляемыми, — конечно, люди разные, — но в толпе перед нами открывается больше возможностей дла агрессивной разрядки, место для маленькой и большой подлости или парализующей обездвиженности — от нахлынувшего стресса человек может застыть на месте.

— Кто обычно рвется в первый ряд и получают 
ли больше удовольствия люди, которые стоят
ближе к сцене?

— В первый ряд рвутся фанаты, которые испытывают к кумиру очень сильные чувства. Видеть звезду рядом для такого человека уже очень много, и да, он получает больше удовольствия. Вместе с фанатами в первый ряд стремятся демонстративные личности — ведь нахождение у сцены дает возможность попасть в камеры журналистов и в фокус внимания звезды.

К сцене также могут активно рваться люди, рьяно обозначающие свой VIP-статус. Даже если им не особо интересно творчество кумира, важен сам факт обозначения этого статуса.

— Концерт — это всегда большой выброс энергии. Полезен он или вреден?

— Вред — понятие относительное. С точки зрения работы психики, выброс накопившихся эмоций полезен: он освобождает место для новых чувств, освежает. Я бы даже сказала, что гораздо вреднее сдерживание и накопление эмоций, неважно каких — агрессивных или позитивных.

Но с точки зрения органов безопасности, массовый выброс энергии может спровоцировать беспорядки. Здесь становится важной профессиональная работа охраны и организаторов.

#theProdigy #prodigysamara #prodigy #продиги #истинныеангличане #мясо #keithflint

Видео опубликовано A (@annsamo)

— Зачем люди абсолютно на каждом концерте снимают на телефон видео, на которых ничего не видно, а иногда и не слышно?

— Съемка на телефон помогает передать эмоции, переполнявшие на концерте, ведь у самого зрителя для их описания часто не хватает слов. Цель видеоролика  — не детально зафиксировать происходящее, а успокоить, послужить якорем чувств, которые бушевали в человеке или толпе. Когда позже мы пересматриваем записи, даже если там ничего не видно, мы можем снова вспомнить те ощущения и попытаться пережить их еще раз.