64

Неспящие в музее: итоги «Ночи»

Как прошло главное культурное событие весны
Фото: Анар Мовсумов

В минувшие выходные тысячи людей по всей стране выбрались из цепких лап он-лайн сериалов, чтобы отправиться не куда-нибудь за разливным «на вынос», а в музей. Причина – самая массовая международная акция по окультуриванию населения – «Ночь музеев», проходящая в России уже не в первый раз. По сообщениям информагентств московская «Ночь» собрала в этом году более миллиона человек, а в Санкт-Петербурге продолжили работу в неурочное время аж 83 музея. Акция прошла и в Самаре. О том, как это было, мы попросили рассказать тех, кто не ограничился просмотром трансляции с места событий в инстаграме, а видел всё собственными глазами.

Константин Зацепин

Константин Зацепин

заместитель директора по развитию Самарского областного художественного музея

«В этом году на организацию «Ночи» нас вдохновила выставка «Dance in Vogue». Как пример хорошего, качественного гламура, который в значительной степени сформировал визуальный язык современности. Ну, и сама тема танца, конечно, просто просилась, чтобы стать заглавной. «Танцующий музей» – в этом названии есть и динамика, и лёгкость. Те два аспекта, в которых и надо преподносить современный музей, если хочешь, чтобы в него кто-то пришел. Лично для меня подготовка «Ночи» – это самый тяжкий труд за весь год. В рекламной кампании я всем говорил, что «Ночь» – это карнавал a la Средневековье, сплошное веселье. На самом же деле, карнавалы были спонтанно-импровизационными акциями. А вот мероприятие в музее должно быть расписано по минутам. Нужно абсолютно чётко представлять, где что стоит, от музыкальных инструментов до диванов, где какого смотрителя поставить, ну и чтобы всё это функционировало. И чтоб артисты довольны остались, да договоры с каждым заключить. Короче говоря, целая история делать такие акции в госучреждении, работающем по графику. Так что в такие ночи музейной администрации приходится нелегко.

Зато – игра стоит свеч. «Ночь музеев» – акция яркая и абсолютно эксклюзивная. Никто людям в Самаре не предлагает ничего подобного, и у музеев здесь большое поле для экспериментов. Вообще, конечно, музейные креативщики в этом году даже перестарались. Все акции были отличными, но проблема в том, что проходили они одновременно. Отсюда огромные очереди, с которыми пока непонятно, как быть.

Музей должен зарабатывать деньги – это непременное условие его существования, поставленное государством. Исходя из того, сколько билетов мы продаем, оценивается наша эффективность. Продали, сколько запланировали – значит, эффективные. Продали меньше – значит, не очень

Артистка театра оперы и балета в Художественном музее Фото: Анар Мовсумов
Илья Саморуков

Илья Саморуков

сотрудник Музея Модерна

«Ночь в музее» – это субботний вечер, когда можно испытать аффекты, «культурно» (в полном смысле этого слова) отдохнуть. Вот вы зашли в первый музей, например, в Художественный. Там картины. Смотрите картины. Там танцы. Смотрите на танцы. Там мимы. Смотрите на мимов. Сменили музей. Дошли до галереи «Виктория».

Походили там по деревянному шатающемуся полу. Новое впечатление. Современное искусство. Пошли в литературный музей. Тут стихи, удивительные машины по производству текстов. Вы такие видели раньше? Нет. Вот – новый аффект. Пошли в Музей Модерна. Тут выставка первых цветных фотографий. Интерьеры особняка в стиле модерн. В подвале – современное искусство. На улице концерты довольно интересных групп, в кинозале странная инсталляция, на которую можно смотреть часами. Старинное кино на огромном экране. Вы смотрели кино на огромном экране под живую музыку? Вряд ли. Вот еще один аффект. При такой интенсивности можно устать. Не все такой ритм выдерживают.

Ночь в Музее Модерна Фото: Анар Мовсумов

Кому-то кажется, что музеи должны жить более тихой жизнью. Но музеи без публики не живут. Ночь в музее бывает раз в году или два раза. Многие считают, что это вынужденная мера, чтобы как-то привлечь внимание к музеям. Отчасти это так. Но постепенно «Ночь музеев» превратилась в такой городской фестиваль, который бывает редко, но гарантирует горожанину интенсивный опыт и современные цивилизованные формы культурного досуга. Хочется, конечно, чтобы наши музеи посещали не только в этот день и в эту ночь.

Сергей Баландин

Сергей Баландин

сотрудник галереи «Виктория»

Всё прошло хорошо. У нас была открыта выставка, и были показы польской анимации от киноклуба «Ракурс». Народу было много – грохот от наших «подвижных» полов (тотальная инсталляция Ирины Кориной) стоял, как на открытии. Я работаю в галерее меньше года и не знаю, какой была прошлая ночь. Свою прошлую ночь я работал в Литмузее. Конечно, проекты Литмузея более масштабны – там больше штат, больше сама территория, прекрасный сад под открытым небом. «Виктория» заведомо приватное пространство, именно поэтому есть идея переместиться в окружающий ландшафт – это всегда выигрышно. Наша галерея, слава Богу, не стоит перед такой необходимостью, нам удаётся сохранять независимый статус и делать бесплатные мероприятия. Мы единственные, кто в «Ночь музеев» не брал денег со своих посетителей.

«Пещера забытых снов» в галерее «Виктория»
Алексей Тилли

Алексей Тилли

журналист, музыкант группы Polly Wants

Ночь в Музее Модерна мне, безусловно, понравилась, я не ожидал такого количества людей. Я уверен, что даже далёкие от культуры люди получили огромное удовольствие от ивента. Было продано более 1700 билетов, а после 23:00 всех желающих пускали бесплатно. В другие музеи я не попал, так как был задействован в двух проектах – Polly Wants и озвучке фильма «Грёзы» 1915 года, режиссёра Евгения Бауэра. Недостатков в организации мероприятия я не заметил, молодой команде музея – большое спасибо. Отдельно хочу сказать о, пожалуй, самой самобытной группе города – хоре Roundelay. Я уверен, что музколлектива такого уровня у нас не было и ещё долго не будет. Чего только стоит коллаборация с Джереми Гара – мозговым центром Arcade Fire. Roundelay – это живое творчество. Далеко не русский звук, не наш почерк. Также на ночи в музее понравился сэт Егора Курчугина. Единственная недоработка – основное внимание организаторы уделили происходящему во дворе, хотелось бы более насыщенной программы в самом особняке. Платный вход меня удивил, но на количестве посетивших «Ночь – 2013» это опять-таки не сказалось. Тем более, я уверен, что собранные деньги пойдут исключительно в дело, в развитие молодого музея.

Группа Pоlly Wants в Музее Модерна
Олег Комаров

Олег Комаров

завсегдатай мероприятия «Ночь в музее»

В этом году «Ночь в музее» принесла мне мало положительных впечатлений. Виной тому стала не очередь в Музей Модерна, а слабость самих программ. В эту ночь мне удалось посетить три площадки: Литературный музей, Музей Модерна и галерею «Виктория». Программа Музея Модерна вызвала у меня лишь недоумение, и, несмотря на высокий ажиотаж и помпезность, показалась самой бессмысленной из увиденных мною. Для меня это была просто вечеринка во дворе дома Курлиной. На мой взгляд, происходившее в Литературном музее в большей степени отвечало формату акции «Ночь музеев». Организаторы смогли добиться баланса между спецификой музея и неформальной подачей, не превратив его в подобие танцпола. Конечно, мне хочется, чтобы мероприятие было бесплатным. Но к сожалению, музеи вынуждены зарабатывать на этом событии. Понимая это, я не имею ничего против платы за вход, однако, если я плачу деньги, то надеюсь, что трачу их не напрасно. К тому же существует рациональный предел: 300 рублей за вход в Самарский художественный музей мне кажется неоправданно высокой ценой, совершенно не соотносящейся с качеством заявленной программы. Прошлогодняя ночь была интереснее. Музеи были музеями, а не кинотеатрами или концертными площадками. К счастью, я не принимал участие в акции, проходящей в других городах, поэтому могу жить иллюзией, что где-то она проходит лучше.