1291

Ароматами гладиолусов: 6 мифов о духах

Светлана Гребенникова
В романе «Парфюмер» духи заставляли людей предаваться оргиям на улицах и разрывать друг друга на куски. В реальности эффект может быть не менее мощным: именно стойкий парфюм душит в маршрутках, а подобранный со вкусом — вызывает симпатию и становится частью образа. Аромастилист Лейсан Мурадымова развенчала самые популярные мифы о духах: почему лучшие из них не обязательно стойкие, зачем перед походом в театр надо капать парфюм под коленку и как Наполеон моментально разделил ароматы на мужские и женские.

Аромат должен быть один и навсегда

Большое количество людей живет стереотипом, что парфюм — это визитная карточка, и с человеком у окружающих должен ассоциироваться определенный аромат. Более того, многие сами ассоциируют себя с каким-то конкретным запахом. Это один из пережитков советского прошлого, когда мужчина каждый день одевался в один-единственный серый костюм, а женщина ежедневно душилась одними и теми же духами. Все изменилось, и сегодня бессменное ношение аромата воспринимается как моветон — как одно блюдо, подаваемое в течение недели.
Есть такое выражение, как «ношение аромата» — оно появилось не так давно и пришло из Европы. Там духи меняют вместе с платьем, подбирая утренние, дневные, вечерние запахи — к каждому образу, к каждому случаю. Они дают возможность быть разным: например, стильным и строгим на деловых переговорах, а после томным и страстным на свидании.

Стойкость аромата — показатель качества

Из парфюмерного консерватизма советской эпохи растут ноги второго мифа — о том, что хороший аромат должен быть стойким. Когда человек с утра до ночи ходит в одной и той же одежде, когда он работает, не поднимая головы, запах, который держится от звонка до звонка — то, что надо. Аромат не меняется в течение суток, недель и месяцев, поэтому пропахнуть им раз и навсегда — максимально практично. Спрос рождает предложение — и вот на советских прилавках (или под ними) стойкий парфюм.
В целом же, стойкость духов и их качество — вещи разного порядка: важно не то, сколько продержится аромат, а то, какую историю он расскажет. Для создания парфюмерных композиций используются разные душистые вещества, и интенсивность их распространения неодинакова. Цитрусовые, к примеру, испаряются быстро. Они находятся в верхних нотах и «звучат» всего 15-20 минут. Средние ноты — цветы, ваниль, амбра — наоборот, раскрываются только спустя час-два. Мускусные и древесные аккорды в нижних нотах создают шлейф, который можно почувствовать и в конце дня. Одним словом, когда парфюмер создает новый аромат, он никак не думает про стойкость — ему важно само звучание. В селективной парфюмерии мастер полностью свободен в творчестве, а марки иногда дают установки на стойкость — но это может касаться лишь определенных ароматов. У одной и той же марки могут быть разные парфюмеры и разные по стойкости духи.

Французское — лучшее

Многие уверены, что лучшие духи — импортные, особенно французские. Однако, если углубиться в историю, оказывается, что до революции российские парфюмеры ценились даже больше французских. Во время популярных тогда «дегустаций» духов вслепую неизменно побеждали отечественные ароматы. Их любил и Эрнест Бо — создатель «Шанель № 5». Более того, до эмиграции он долгое время жил в России, и у него русские корни. До сих пор «Красная Москва» фабрики «Новая заря» — признанный шедевр.
Современные российские парфюмеры зачастую работают индивидуально, создавая запах под конкретного клиента, но найти русские духи можно и в магазинах нишевой парфюмерии. На слуху имена Жанны Гладковой, Элины Арсеньевой, Вероники Бруховецкой. Получить профессию парфюмера или аромастилиста можно в Питере или Екатеринбурге.

Ароматы строго делятся по гендеру

В России смена аромата с Femme на Homme и наоборот — это пока игра на грани фола. При этом четких гендерных различий ароматов не существует — если, конечно, мы говорим о качественных духах. На коже каждого конкретного человека они раскрываются по-разному, и один и тот же запах вполне может подойти и мужчине, и женщине.
В средние века духи вообще не делили по половой принадлежности. Душились только состоятельные мужчины, показывая тем самым свое положение в обществе. Дамы же могли обзавестись парфюмом, только получив его в подарок от богатого поклонника. Наполеон, придя к власти, издал указ о том, что все его подданные мужского пола должны пахнуть только простым мылом — и парфюмерия сразу стала на 100% женской. Кстати, сам Бонапарт любил Eau de Cologne («Кёльнскую воду») — духи, созданные итальянским парфюмером Йоганном Марией Фарина. Он заказывал их по 60 флаконов за раз.
Обратно в сторону сильного пола парфюмерия шагнула лишь после Второй Мировой Войны: маркетологи смекнули, что если выпускать парные ароматы — для нее и для него — можно получить двойную прибыль. В это же время европейские феминистки и сексуальная революция дали толчок к появлению ароматов унисекс. Сегодня же главный парфюмерный тренд — запах, одинаково подходящий для обоих полов.

Правила ношения парфюма — условность

Да, гендерные границы стираются, и да, мы носим аромат для собственного удовольствия, но есть нормы, не соблюдать которые — моветон. Например, культурная женщина не придет в офис, набрызгавшись вечерним чувственным ароматом с сандалом, имбирем и пачули — даже если ей до безумия нравится этот парфюм. Это встречается сплошь и рядом — многие даже не задумываются о сексуальном подтексте, который распространяется вокруг них вместе со шлейфом духов.
Ароматы различаются по своему посылу: для первого свидания, для встречи с любимыми, для вечеринки с друзьями. Социально активной женщине можно иметь в арсенале до десяти различных духов и умело чередовать их.
Помимо уместности, важно соблюдать и правила нанесения парфюма. Яркие вечерние духи не наносят на все шесть пульсирующих точек. Собираясь в театр, их можно капнуть под колено — поднимаясь снизу вверх, аромат будет ощутим, но не навязчив.

Аромат можно выбрать по-быстрому

Духи стоит приобретать осознанно: направляясь в магазин, нужно понимать, для чего вам новый аромат и куда вы хотите его носить. Тут важно не ошибиться: нередко на консультацию приходят женщины, — подобрать парфюм, чтобы «заякорить» мужчину, а в процессе общения выясняется, что подсознательно у них совсем другой запрос — почувствовать уверенность в себе. Не стоит ориентироваться на моду, консультацию продавца, рекламу по телевизору, — просто примерьте запах на себя. Если вы не представляете, куда в нем пойдете, — это не ваши духи. Рассуждайте, почему аромат вам нравится или не нравится, кем вы становитесь, одеваясь в этот запах.
За раз можно затестить до 6 ароматов — по числу пульсирующих точек — на запястьях, локтевых сгибах и плечах. Если нужно больше — можно еще задействовать участок между большим и указательным пальцем. А вот брызнув по обыкновению за мочку уха, вы новый запах не услышите.
Нанеся парфюм, нужно походить с ним несколько часов, чтобы понять, как он раскроется на вас. Некоторые ароматы начинаются очень ярко, а потом становятся сдержанными или из сладких превращаются в пряные. За полчаса в магазине вы не успеете этого узнать.