1365

Как убираться быстро: объясняем на гифках со слониками

Юля Ваулина

Всех нас мама научила убираться как следует: каждый вечер приносить себя в жертву мистеру Проперу и по воскресеньям драить квартиру от карниза в дальней комнате до входа в лифт. При этом идеальный порядок по-прежнему только дома у бабушки, а у нас институт, экзамены, сессия — и горы шмота на кресле. Прочекали все советы спецов и вывели 10 правил, с которыми уборка станет быстрой и эффективной: объясняем на гифках со слониками.

Правило 1: Избавьтесь от хлама

С 2011 года мир сходит с ума от книги японки Мари Кондо об искусстве наведения порядка в доме. Большинство ее советов сводятся к двум базовым постулатам: выкинуть из дома все ненужное, а нужное сложить так, чтобы было удобно возвращать вещи на свои места. Браться за дело с предложенной Мари радикальностью готовы не все, но прислушаться к разумному совету по силам каждому. Не обязательно отправлять на помойку семейный фотоальбом только потому, что он большой, пыльный и не содержит актуальной информации, но отдать подружке платье, которое точно никогда не наденешь — нормальный варик освободить место в шкафу. В идеале стоит избавиться от всего, что не захотелось бы брать с собой при переезде (для верности — при переезде в Амстердам): что-то не жалко просто выкинуть, что-то можно раздать друзьям или отвезти на дачу бабуле.

Правило 2: Каждой вещи — свое место

Опять же — не обязательно «сворачивать все вещи в виде суши» по методу КонМари, но определить для каждого предмета одежды, интерьера и быта конкретное место и возвращать его туда после использования — широкий шаг в направлении порядка. На этом этапе каждый житель квартиры — за себя: у всех есть свои вешалки для одежды, свои полки в комоде, свои ящики письменного стола и обязанности по уборке своих вещей. Если квартира большая, удобно завести корзину или коробку для мелочей, складывая туда все, что «плохо лежит»: во-первых, так предметы перестанут валяться где попало, образуя бардак; во-вторых, владельцам не придется тратить время на их поиски; в-третьих, закончатся конфликты на тему «куда ты дела мои запонки».

Правило 3: Откажитесь от лишней работы

Народная мудрость гласит, что «чисто не там, где моют, а там, где не сорят». Конечно, хорошо бы продумать вопрос уборки еще на этапе ремонта: не покупать на кухню шкафы, сохраняющие отпечатки пальцев, и хромированную мойку, на которой каждая капля оставит заметный след. Удобно обзавестись посудомоечной машиной и роботом-пылесосом.

Однако сократить количество лишних движений можно и в менее роскошных условиях.

Чтобы не топтать в прихожей и не разносить по квартире уличную грязь, стелем у входной двери половик и разуваемся только на нем. Коврик в ванной избавит от необходимости постоянно вытирать с пола лужицы и брызги, он же задержит волосы и пыль. Быстрее заправлять кровать поможет простынь на резинке, а держать в чистоте кухонный стол (особенно стеклянный) — маты для еды.

Правило 4: Приобретите удобные девайсы

Хорошая домработница во время уборки использует около десятка разных тряпок и не меньше пяти моющих средств — просто потому что это удобно. Да, полы можно вымыть и старой футболкой, но современная швабра позволит сделать это быстрее и легче, а тряпка из акрила или микрофибры не оставит разводов и хорошо отмоется от пыли. Для разных поверхностей подходят разные материалы: микрофибра отлично собирает пыль, акрил оптимален для зеркал и стекол, а целлюлоза, способная впитать в себя ведро воды, идеальна для кухни. Цена одной тряпки редко превышает 20 рублей.

Не забываем о щетках, губках с абразивом и губках-ластиках — они позволят в два движения добиться чистоты там, где с тряпкой можно возиться часами, а нейлоновая метелка для пыли удалит ее на открытых стеллажах без необходимости поднимать все пятьсот фигурок коллекции слонов. Профессиональные горничные и сотрудники клининговых компаний советуют не пренебрегать и подручными средствами: так, пластиковая карточка отскребет присохшие загрязнения не хуже ножа, но в отличие от него не оставит царапин, а старая зубная щетка доберется до труднодоступных мест не только во рту.

Правило 5: Не экономьте на моющих средствах

С ними та же история: можно тереть все содой (и не оттереть), а можно потратиться на эффективные средства против жира, ржавчины, известкового налета и плесени. Применяют их локально, а значит, хватит на века. При этом спецсредства справляются с поставленными задачами быстрее и лучше любых народных рецептов. Больше того, у хороших в составе формула, которая мешает проблеме образоваться вновь. Например, полироль не только придает деревянной мебели блеск и сохраняет «товарный вид», но и определенным образом отталкивает пыль, а на участке, обработанном средством от плесени, грибок исчезнет не только в настоящем, но и в будущем.

Правило 6: Убирайте сразу

Порой экспресс-уборка нужнее и эффективнее генеральной: вытереть пролитый сок минутное дело, а отмывать липкое пятно, когда он засохнет, — уже десять минут. Можно регулярно протирать плитку в ванной — наскоро, после душа, а можно в конце месяца воевать с плесенью и осевшей известью. Тот же принцип действует с вещами: привыкнув возвращать их на место сразу после использования, вы избавитесь от необходимости тратить на борьбу с беспорядком драгоценные минуты отдыха вечером или в выходные дни.

Правило 7: Держите под рукой все нужное для уборки

Убираться сразу и между делом легко только в том случае, если все необходимое рядом. Поэтому стоит хранить средства для поддержания порядка именно там, где они нужны: гель для чистки плиты — на кухне, пену для мытья сантехники — в ванной. Убираясь в комнатах, удобно сложить все клининг-девайсы в специальный переносной ящик (или просто в ведро) — так не придется ходить в кладовку то за губкой-ластиком, то за салфетками для оргтехники.

Правило 8: Поделите квартиру на зоны

Уборка перестанет казаться бесконечным процессом и начнет приносить если не удовольствие, то хотя бы удовлетворение, когда появится видимый результат. Поэтому специалисты советуют убираться по примеру горничных: полностью привести в порядок одно помещение и лишь после этого браться за следующее (или отложить его на другой день). То есть, вместо разделения уборки на общие процессы: удаление пыли, мытье стекол и зеркал, разбор вещей, стоит поделить ее на зоны — убраться только в спальне или на кухне, но тотально.

Правило 9: Действуйте по плану

Один из основных постулатов, которым учат горничных и мастеров клининга — уборка в любом помещении всегда производится по одному и тому же плану: сначала сухая, потом влажная, из дальнего угла, по кругу и сверху вниз. Что это значит? До того, как вытирать пыль, стоит заправить постель, убрать одежду, пропылесосить диван и подмести пол — иначе пыль налетит снова. Нет смысла мыть стол, а потом — полки над ним: стол по итогу снова грязный. Мягкую мебель и поверхности убирают, передвигаясь по кругу — чтобы ничего не пропустить, а полы моют от дальнего угла к двери, чтобы не ходить с грязного на чистое.

Правило 10: Не теряйте времени

Почти всем моющим средствам нужно время, чтобы подействовать, — одним две минуты, другим двадцать. Начиная уборку, стоит помнить об этом и запускать программу чистоты заранее. Например, на кухне сначала покрываем чистящими средствами духовку и плиту, замачиваем посуду, наносим на «фартук» над рабочей зоной средство «анти-жир», а на смеситель — «анти-известь» — и только потом начинаем наводить порядок в холодильнике и на полках. В результате, когда сухая уборка закончена, для влажной уже все готово — не нужно тратить время на ожидание и тереть там, где можно не тереть.