1483

Как вести канал в телеграме: 7 советов

Телеграм-каналы — новый черный российского интернета, однако многие из них рождаются и умирают, не перевалив даже за 20 подписчиков. «Большая Деревня» попросила блогера, SMM-менеджера RTVi и автора канала «КАМЕДИ ЭВРИДЭЙ» Рому Бордунова рассказать, как вести свой канал: какую тему выбрать, как раскрутиться и какие ошибки не допустить.

Рома Бордунов

Я запрыгнул на поезд телеграм-каналов совсем недавно — около пары месяцев назад, и как мне говорят более маститые авторы, сильно опоздал. Набирать аудиторию так быстро, как раньше, когда Telegram только анонсировал каналы, уже не получится — люди пресытились.

Тем не менее, реклама в каналах по-прежнему недешевая (примерно 2000 рублей за 1900 подписчиков), поэтому мотивация делать и раскручивать свой канал есть. Конечно, если вы вообще хотите на нем что-то зарабатывать: многие, как я, заводят каналы для души, просто чтобы рассказывать о том, что нравится. Я, например, рассказываю о комедии.

Вот несколько базовых правил для ведения канала в Telegram:

1.Определитесь с тематикой канала

Telegram-каналы в этом отношении мало чем отличаются от пабликов вконтакте. Люди подписываются на них, чтобы получать информацию строго по интересующей их теме. Вряд ли успешным будет канал, который сегодня рассказывает про космос, завтра — про кулинарию, а послезавтра — про личную жизнь Алексея Панина. Я сам совершил такую ошибку, когда около года назад завел свой первый канал: сначала он был про смешные видео из интернета, затем я просто кидал туда мемы, потом где-то месяц вел блог из армии. В общем, канал предсказуемо потерял свой смысл, после чего я завел другой — про комедию. Честно говоря, я вообще не понимаю, зачем подписываться на блоги ни о чем, даже если их ведут известные люди, — это информационный мусор.

Если вы собираетесь завести канал на популярную тему — косметика, политика или еда, — набрать аудиторию будет очень сложно. Масштаб конкуренции можете оценить сами в каталоге по ссылке. Что делать в этом случае? Поможет сотрудничество с другими каналами и оригинальная подача. Подумайте, что может выделить вас на фоне остальных: я как-то видел канал, в котором кулинарные рецепты подавались в виде гифок, — трудно, но иллюстративно. Или, к примеру, попробуйте рассказывать о политике, реально что-то в ней понимая, — это сейчас редкость.

Если же ваш канал на очень узкую тему — например, о специфике военных конфликтов в Африке, — вряд ли вы добьетесь аудитории в 20 тысяч человек. Конечно, фанатов этой тематики в мире достаточно, но наскрести их в свой канал будет непросто.

2.Не приглашайте читателей в пустой канал.

Когда ты приходишь на вечеринку и видишь перед собой пустую комнату, единственное, чего тебе хочется, — это взять немного еды и уйти домой. Так же и с каналами: заполните их каким-то количеством контента, прежде чем набирать подписчиков. Читатель, зашедший к вам, не должен оказаться на выжженном поле с надписью: «Подписывайтесь)) Скоро будет круто!». Так не работает.

3.Уважайте читателя

Выберите определенное время для постов, либо сами отключите уведомления. Большинство людей, подписываясь на канал, сразу нажимают кнопку «Mute», чтобы телефон в кармане не вибрировал по пустякам. Кто-то читает канал вечером, разгребая все, что авторы написали за день. В любом случае, рекомендую не напрягать читателя и постить небольшое количество информации раз в день или с существенными перерывами. Мне в этом плане нравится канал «Интересные статьи» Миши Кафанова, который публикует подборки раз в сутки, вечером, — я бы и сам так делал, но формат не тот.

А вот четкого ответа на вопрос, в какое время постить, нет, — здесь уже дело вашего удобства. Сервис в помощь — «Амплифер» , с которым можно настроить автопостинг, закинуть посты на таймер и расслабиться.

4.Сотрудничайте с другими каналами

Рынок телеграм-каналов перенасыщен, поэтому самостоятельная раскрутка — долгий и непродуктивный процесс. Не стесняйтесь общаться с владельцами других каналов и предлагать им взаимопиар. Конечно, если есть средства, можете купить и рекламу: у многих авторов есть постоянная рубрика, в которой они рассказывают о других каналах. Попробуйте выбрать нужный вам канал в этом каталоге или в этих: Каналы телеграмChannels_BestTelegram club, Самые крупные и цитируемые каналы, Telegram Channels Catalog

5.Форматируйте посты

Делайте так, чтобы ваши посты было удобно читать: разбивайте блоки текста на абзацы, выделяйте смысловые куски с помощью эмодзи (как ненавязчиво делает в своем канале Гоша Матавкин), выделяйте жирным, подчеркивайте, сокращайте ссылки или встраивайте их прямо в текст (это можно сделать с помощью бота Markdown). В плане оформления мне нравится канал «Медиа и депрессия», — все в меру, ничего лишнего.

6.Расскажите о своем канале в других социальных сетях

Внутри телеграма очень слабая виральность: пользователям неудобно пересылать контент другим юзерам. Поэтому единственных выход — привлекать читателей из других соцсетей. Мне набрать основную массу подписчиков помогли твиттер и фейсбук, где я периодически напоминаю о существовании своего канала. Одной публикации в неделю вполне достаточно, чтобы не надоесть подписчикам.

7.Делайте интересный контент

Все вышеперечисленное будет совершенно неважно, если у вас никому не нужный контент и формальный язык. Особенность телеграма — его «интимность»: здесь с читателем разговаривает не безликий бренд, а человек, пусть порой и анонимный. Помните об этом и общайтесь с читателем так, как разговаривали бы со своим другом.

Бонус: стоит ли вообще начинать?

Я не могу сказать, что будущее за телеграм-каналами, потому что я не визионер, как братья Дуровы, и в будущее заглядывать не могу. Но как мне кажется, люди устали от информационного мусора и со временем будут перемещаться туда, где его меньше. Даже динозавры из LiveJournal покидают ЖЖ и уходят в телеграм — например, Александр Плющев и Илья Варламов. Так удобнее и им, и читателям. Я и сам устал от пабликов вконтакте и фейсбуке. Вести канал намного комфортнее: не приходится контролировать лайки и следить за появлением негативных комментариев — вбросил контент, указал адрес для обратной связи и все. Очень просто и приятно: встал себе на табуретку и вещаешь, а потом кто-нибудь пишет тебе в личные сообщения, какой ты клевый.