122

Кинотеатр на диване: «Шарада» Стенли Донена (Charade, 1963)

Роман Черкасов

Кинокритик Роман Черкасов продолжает знакомить с лучшими экземплярами своей киноколлекции, которые вы можете посмотреть на выходных. На этот раз — авантюрная лента режиссера Стенли Донена «Шарада» с Одри Хепберн. 

Пока миссис Ламберт (Одри Хепберн) скучала на горнолыжном курорте, ее богатый и нелюбимый муж с загадочной внезапностью распродал всю антикварную обстановку их парижской квартиры и попытался бежать в Венесуэлу, но был убит в поезде Париж-Бордо. Выясняется, что молодая вдова совсем ничего не знала о супруге — ни его настоящего имени, ни что когда-то он украл четверть миллиона долларов. Не знает она и того, где эти деньги сейчас, однако вокруг нее начинают отираться несколько крайне подозрительных типов, очень желающих это разузнать. В борьбе за «сундук мертвеца» участвуют трое странноватых друзей покойного (колоссальное фрик-трио Джеймса Коберна, Джорджа Кеннеди и Нэда Глэсса), еще более странный сотрудник американского посольства (Уолтер Мэттау) и один как бы случайный знакомец с горнолыжного курорта (Кэри Грант) — как и все остальные, тоже весьма подозрительный, но зато с сексуальной ямочкой на подбородке.

Развлечение в чистом виде, какое могло появиться только в веселые шестидесятые — яркое, избыточное и очень буржуазное: комедия загадок про поиски спрятанного сокровища, искрометные словесные пикировки, музыка Генри Манчини, и в каждой новой сцене Одри Хепберн появляется в новом наряде от Юбера де Живанши. Париж здесь — словно с туристических открыток, Кэри Грант — словно с постеров к старым фильмам с собой в главной роли, злодеи — один другого нелепее, и даже драки не на жизнь, а на смерть с ними выглядят милой дружеской потасовкой. «Шарада» не просто наивно бежит от реальности, она отрицает ее с вызовом и отчаянием, будто предвидит, что скоро реальность обратит в прах всю эту классическую роскошь старого Голливуда — уже начинается новая эпоха, которая больше ценит casual.

Опасность сгущается, трупы множатся, подозрительные типы ведут себя все подозрительнее, а очаровательная праздная канарейка увлеченно играет в шпиона. Кажется, миссис Ламберт здесь единственная, кого на самом деле мало волнуют деньги покойного мужа, для нее происходящее — остросюжетная игра в романтической атмосфере Парижа, помогающая справиться с хандрой, а от хандры у нее разыгрывается нездоровый аппетит. В «Шараде» все лгут, одна ложь сменяет другую, и хотя по ходу действия разбросано множество улик, косвенно указывающих на разгадку, самый последний, финальный аккорд предугадать все равно не получится. Режиссер Стенли Донен снял развернутую апологию лжи, утверждающую, что сколько раз соврешь, столько раз тебе и поверят — главное, делать это с огоньком (ну и хорошо бы иметь сексуальную ямочку на подбородке).

Ветерану Кэри Гранту здесь уже пятьдесят девять, Одри Хепберн всего тридцать четыре, но оба через три-четыре года уйдут из кино: он — потому что стал слишком стар для своего амплуа, она — по более личным причинам. Он уйдет решительно и навсегда, она же иногда будет делать робкие попытки вернуться, но все они, так или иначе, окажутся безуспешными. Потому что новая эпоха и вправду предпочитала casual.