2583

Ночь музеев-2017: итоги

Текст: Любовь Саранина, Полина Кузнецова Фото: Ксения Корнилова, Полина Дрожжина, Артем Тулин

Впервые за несколько лет в Ночь музеев обошлось без ливня и урагана, а площадок заявилось незаконно много: в том числе, мастерская Фрола Веселого и подъезд (!). «Большая Деревня» прошлась по всем участникам программы и выяснила, кто и как подготовился к Ночи.

Свою программу предложили двадцать площадок: Худмузей отметился платьями в пол и многометровыми очередями, «Виктория» продолжила стоять на страже бесплатного входа, Синагога снова подтянула к себе вообще всех с помощью пончиков, а арт-мастерская Фрола Веселого — унесла в 2010 с разливным виски. Насыщенный лайн-ап и хорошая погода сделали свое дело: в рамках акции «Ночь музеев» между традиционными галереями и андеграундными площадками курсировали несколько тысяч горожан.

Музей Алабина

За пару часов до Ночи у входа развернулся рок-фест, посвященный дню рождения радио «Максимум». Было шумно и невнятно: на машине времени прибыли городские динозавры в кожанках, на сцену взошли исполнители хитов Мэрилина Мэнсона, а неподалеку выросли палатки с футболками «Кипелов» и магнитами на холодильник.

Вечер был посвящен столетию Октябрьской революции, но с порога посетителей сразу повели в буфет, порядочно обескуражив, — мы-то пришли смотреть выставку. Внезапно в зал ворвался актер с криком: «Егор Савельич, красные идут!». Это было настолько натурально, что гости массово закашляли — поперхнулись пирожками со страху. Красноармейцы проводили сраженную публику в зал, где намечался основной экшен. Правда, он так и не случился: после мощного вступления началась размеренная экскурсия по новой выставке огнестрельного оружия с тишайшим экскурсоводом. Публика разбрелась: кто — смотреть на Его величество револьвер, кто — на скелет плиозавра; актеры же устало сели на скамьи и начали строить друг другу рожи — настолько незаметно, насколько это можно сделать в костюме крестьянина или комиссарши.

Литературный музей

По сути, все, что нужно Литмузею для успешного проведения акции, — хорошая погода, при которой местный цветущий сад добавляет +100 к уюту и атмосфере полного чилла. Прекрасным казалось все: и лекция о трансгуманизме, и лаборатория коллажа в технике формограммы, и невнятная инсталляция-фантазия на тему пространства нового общества, представленного в виде нейронной сети.

Да что там — Григорий Битнев, читающий стихи на фоне костела, кажется, и вовсе идеально вписался в концепт Ночи Литмузея. Оставили свое послание-телеграмму, послушали воцерковленного певца Серебряного века и остались довольны.

Музей Модерна

Сотрудники особняка решили, что завлечь гостей в музей в 2017 году способны не лекции, а масштабная шоу-программа, — в этот раз посвященная звуку. На сцене джаз-оркестр разложил Uptown Funk Бруно Марса, а Петр Термен дал надрывный концерт на завораживающем терменвоксе. Наблюдать за выступлениями на главной площадке можно было не только сидя в кресле — многие гости облюбовали качающиеся декорации с прошлогоднего «Волгафеста».

В глубине двора (хотя бы так) скрыли Анастасию Сухову с ее плоскими колоколами, обещающими «раскрыть душу, увеличить творческий потенциал, обрести новое состояние». Сыграть на золотистых пластинах мог каждый гость, а всех заинтересовавшихся Сухова вербовала на будущий мастер-класс, на котором вдобавок обещали открыть скрытые потоки энергии. Все это — с уверенностью Свидетелей Иеговы.

Впрочем, за исключением Анастасии, придраться не к чему: благодарим за удачное зонирование и внимательное отношение к гостям, — кажется, в толпе пришедших не было недовольных.

Художественный музей

Художка в этом году заманила гостей обещанием открыть внутренний двор и балкон — свободный вход на последний, по словам сотрудников, оказался неожиданно возникшим фейком. Тем не менее, мы узнали об этом только на входе, где до дверей тянулись невероятные очереди.

Поход по Художественному больше напоминал трип по Эрмитажу без гида. Здесь тебе и экспозиция с иконами, и выставки Карла Брюллова или японской графики. Основная нагрузка пришлась на мраморный зал, где в окружении выставки современной живописи гостей встречал спектакль «Металлолом» от театра «САМ доктор Чехов». Шумихи вокруг двора-колодца не получилось: тут расположили фуд-зону, разместили точку для спонтанного граффити, на сцену выпустили битбоксеров — все. Крошечный балкон все же открыли, но кроме выступлений самарских поэтов, оттуда ничего не было слышно.

Кстати об «Эрмитаже»: Художественный продолжает держать статус музейного гиганта, стоящего на страже нашего дресс-кода. По одежке здесь, конечно, не встречали, но такого количества гостей с салонными прическами и в платьях в пол мы не видели нигде.

Мастерская Фрола Веселого

Площадка художников Фрола Веселого и Маши Крючковой — антагонист всех академических точек и милых лужаек. Ближе к одиннадцати вечера здесь фланировала маргинальная публика, а по углам Фроловской столярки жались ребята, разливающие из пакета Jim Beam или без лишней скрытности хлыщущие красное полусладкое.

Автор костюма Маши — экс-сотрудница Литмузея Дарья Селезнёва

Расслабленный настрой поддержали сами организаторы: Маша Крючкова, прогремевшая выставкой, на которой выставила напоказ свои переписки с Ильей Саморуковым, на этот раз просто оголила грудь. Смелый наряд — часть дефиле, которое в мастерской этим вечером представила экс-сотрудница Литмузея Даша Селезнёва. В этом же образе с плечами в стиле глиттер-шок Маша в паре с еще одной участницей предстала на перфомансе «Художника обидеть может каждый». Художницу и ее напарницу с пакетами на головах должны были «обижать» плетками — осмелились, правда, только два человека. По словам Крючковой, ощущения «щадящие». Мы тоже захотели наказать Машу — но не плетками, а укором за эпатаж ради эпатажа и батиным ремнем.

Галерея «Виктория»

«Там шумно и душно. Заняться особо нечем. Хотя нет, в зале есть интересное зеркало» — такую рецензию мы подслушали на входе в «Викторию» в десять вечера. Программа у галереи в этом году была и правда минималистичной: как и прошлой весной, здесь устраивали экскурсии с фонариками — по текущей выставке современного финского искусства, но впервые добавили активити для детей и громко закрыли Ночь концертом Frankly Speakers — спасибо здешней акустике, идеально для этого подходящей.

Было и вправду душно — просто потому, что посмотреть на то самое финское зеркало, в котором уже пол-Самары раскроило себя на кусочки, пришла огроменная толпа. «Виктория» продолжает топить за один из главных принципов акции — бесплатный вход: поэтому, может, кому-то и показалось мало, но причин сожалеть о походе сюда просто нет.

Галерея «Ночь на пятом этаже»

Максим Демин — инженер, который время от времени рисует для себя и семьи. В Ночь музеев он решил собрать импровизированную выставку на пятом этаже своего дома, чтобы познакомиться с соседями. Никто бы ничего не узнал о местечковой тусе, если бы жена Максима Ольга не написала в редакцию «Большой Деревни» и не пригласила нас оценить работы Демина. После публикации выставка внезапно словила популярность: если соседей набралось всего трое, то посетителей с улицы — больше 60 человек. Работы впечатляли: трубы в подъезде превратились в березы с банными вениками вместо крон; на стенах висели портреты безумных клоунов и купающихся женщин, а также стихи Максима, подсвеченная гитара, хищная морда из картофельных очистков и самодельный музыкальный инструмент из пачки «Принглс».

Наша любимая работа — пейзаж: нарисованные горы и небо, а вместо солнца — леденец, который художник пососал незадолго до выставки. Сам Демин такого наплыва посетителей явно не ожидал, но успехом воодушевился: нас же очень тронул городской активизм, которого все же здесь было чуть больше, чем искусства.

Дом-музей Ленина

И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди, и экскурсия, как в том году. Чтобы разнообразить мероприятие, гостям выдавали тесты о жизни Ильича, — и, словно в школе, зрители тихонько списывали у соседей. Бороться было за что: лучшим знатокам биографии вручали пирог из яблок, приготовленный по рецепту семьи Ульяновых. Наша экскурсия закончилась жаркой дискуссией о том, стоит ли хоронить вождя мирового пролетариата, на что сотрудница музея ответила, что 2017 год — не время тревожить мертвецов.

Ночь в музее Ленина было бы правильнее назвать вечерком — она закончилась в 21-00. Но если на Ленинскую, 131 и стоит идти, то только в праздник — поностальгировать в торжественной обстановке и окунуться в прослушанную сотни раз, но оттого особенно близкую историю.

Парк чудес «Галилео»

В парке чудес было ну очень много школьников — кажется, все взрослые города уже успели побродить по местному зеркальному лабиринту и не спешили отдавать 450 рублей во второй раз. Тем не менее, публика визжала от восторга, барабанила по всем поверхностям и хохотала, — пространство располагало.

Помимо стандартных развлечений, работала Лаборатория, где небольшим группам рассказывали об открытиях Ньютона, Леонардо да Винчи и Теслы. Здесь школоте совсем сносило крышу: семиклассники возбужденно передавали из рук в руки ньютоновскую жидкость, предвкушая взрывы и молнии. В общем, познавательно, но все, кто уже изучил школьный курс физики, периодически подавляли желание зевнуть.

Стрит-арт галерея «Бэкграунд»

Новое детище Арта Абстрактова возводит стрит-арт в культ и сбрасывает с искусства маску надменных щей: концептуальные работы соседствовали с доступными высказываниями о том, из чего складывается внутренний мир художника (из красок, валиков и журнальных вырезок).

Само пространство галереи хайпа у публики не вызвало: все внимание перетянул лайв-пэйнтинг на кроссах Adidas, вечернее файер-шоу и невероятная летняя площадка арт-лофта в свете фонариков и чаде шашлыков. Может, и к лучшему: в Ночь музеев все-таки решает атмосфера, а не экспозиция, которая, кстати, достойна вдумчивого рассмотрения.

Музей фотографии

Редакция попала в музей под конец программы: к этому моменту из развлечений остались только фотозона с древнерусскими щитами и доступ к основной экспозиции. По словам директора музея, в ночь Икс посмотреть на раритетные фотоаппараты пришло две тысячи человек.

Сомневаемся, что околославянские развлечения и световое шоу смогли привлечь такую толпу, но спорить с человеком, у которого над столом висит совместное фото с Дмитрием Медведевым, не решаемся.

Антикафе Plastilin

Бесплатный вход, тонкий аромат кальяна и выставка «Сушка» фотографий в цоколе — примерно из этого сложилась ночь в антикафе. Программу сложно назвать сбалансированной: публику встречали фокусник с гримом под сатану, мастер-класс по росписи пряников и киновикторина.

Самым интригующим развлечением стало гадание на картах Таро, — к провидице выстроилась целая очередь взволнованных студенток. Стоил экшен, как целая программа в Музее Модерна, — 300 рублей: между возможностью узнать будущее и уехать домой на такси мы выбрали второе и ничуточки не пожалели.

Музей истории сберегательного дела

Всеобщий день открытых дверей стал последней возможностью увидеть текущую экспозицию музея Сберегательного дела: пространство взяло летнюю паузу на реконструкцию. На «Ночи музеев» здесь водили небольшие экскурсии по закруглившейся на этом выставке «Секретные художники» и единственному залу — здесь можно было посмотреть коллекции денег и фото за все 170 лет существования Сбербанка, а также узнать, как на царские купюры без линеек и циркуля переносилось лицо Петра I. Итог — 524 посетителя, высчитанных с банковской точностью.

Чтобы за лето не исчезнуть из вида горожан, здесь также презентовали туристический гид по «Денежной Самаре»: скачиваешь приложение в телефон, стартуешь от Струкачей и самостоятельно гуляешь по городу, слушая об истории банков дореволюционной России, тайнах волжских купцов и их апартаментах на центральных улицах: шах и мат Музею Модерна и частным экскурсоводам.

Синагога

Еврейский храм в прошлом году стал главной сенсацией «Ночи музеев», собрав рекордное число посетителей. По следам хайпа прошлой весны сюда вновь набилась куча посетителей: окончания шаббата и начала акции у ворот ожидало около 200 человек. Давки все же удалось избежать: посетителей разбили на группы по заранее купленным билетам и по очереди запускали в одиннадцать, двенадцать и час ночи. В итоге работу синагоги продлили едва ли не до трех утра.

Программа вторила прошлогоднему лайн-апу: сначала гостей рассадили за столы, главный раввин Шломо Дойч оттрубил в рог-шофар и прочел небольшую проповедь, далее можно было пройти по мини-станциям, где обаятельные школьники рассказывали о национальных праздниках и бесплатно кормили пончиками и яблоками в меде.

Кажется, нам и не нужно ничего нового: синагога вновь оказалось максимально гостеприимной и грамотной в плане организации. Не видим причин отказываться от рассказов о Хануке в следующем году.