939

Тест: самарская сувенирка — это вообще законно?

Анастасия Левкович

Буквально год назад самарские маркеты заполонила сувенирка с городскими достопримечательностями — с футболок, кружек и чехлов для айфонов на покупателей смотрят драмтеатр, бункер Сталина или Монумент Славы. Но насколько законно тиражировать объекты культурного наследия таким образом? Разобрались в вопросе вместе с юристом, а также составили тест о том, какие самарские достопримечательности легально использовать в брендах и на сувенирах.

Локальный брендинг набрал популярность в российских городах всего год назад, когда стало понятно, что далеко не всем гостям ЧМ-2018 захочется увести домой магниты с привокзального ларька. Дополнительную роль в популяризации «локальной» сувенирки сыграл маркет «ВолгаФеста» — крупнейшего фестиваля набережных, где майку с тематическим принтом отхватил себе едва ли не каждый третий горожанин. На волне хайпа в Самаре появился бренд Samara gorodok, коллекция «Самара-космос» от Ольги Прониной, известной как Levsha, и принты «Жигулевский заповедник» от фирмы SViREN design. К общему патриотическому настроению присоединились и заведения — в частной пивоварне Craft Ale, например, было замечено пиво «Бункер Сталина» и «Струкачи». Но оказалось, что использовать изображения и названия достопримечательностей не всегда законно.

Ярослав Самородов

Адвокат бюро «Яблоков, Лапицкий и партнеры»

Прежде чем взяться за выпуск брендированных вещей, нужно разобраться в понятиях. Использование изображения в бренде и сувенире — не одно и то же. Бренд предполагает, что есть некая «иконка», «логотип» с названием, на которое у кого-то есть законная монополия. Также под это понятие подходит название продуктов питания. Сувенир же представляет собой какую-то вещь с фотографией или зарисовкой общедоступных в городе объектов, на которые нет монополии.

По закону не требуется разрешение на использование фотографий, зарисовок городских объектов, если они находятся в месте, открытом для посещения, или видны с этого места. Поэтому их можно свободно помещать на любую сувенирную продукцию без проблем с законом. Однако эта возможность не дает права вне договора с автором объекта сделать изображение или силуэт такого объекта своим товарным знаком.

Авторы публичных зданий и сооружений обычно не являются секретом, их данные публикуются в средствах массовой информации (не путайте автора проекта здания с собственником здания). Если такие сведения найти не удалось, можно обратиться к собственнику, о котором можно узнать через общедоступный государственный реестр недвижимости.

Согласие автора можно получить, заключив с ним договор отчуждения исключительного права (передача права навсегда) или лицензионного договора (передача права на время), которые должны пройти через процедуру государственной регистрации. При наличии договора, в котором автор передал вам исключительное право использовать изображение в составе логотипа, имеет смысл заняться регистрацией такого товарного знака.

Если же автор умер более 71 года назад, все права переходят в общественное достояние — владельцами прав становимся все мы. Поскольку нереально получить согласие вообще всех, включая будущие поколения, изображение или силуэт этого объекта не получится сделать своим фирменным логотипом. Это будет нарушать наши с вами права или права наших детей.

Неправомерное использование изображения или названия в товарном знаке считается недобросовестной конкуренцией и наказывается административным штрафом в размере 0,10-0,15% годовой выручки. В случае, когда законная стоимость использования авторских прав составляет более 100 тысяч рублей, их нарушение и вовсе считается преступлением, грозя судимостью и в лучшем случае уголовным штрафом до 200 тысяч рублей, а в худшем — лишением свободы до двух лет.

«Большая Деревня» составила мини-тест: проверьте, можно ли использовать главные городские достопримечательности на логотипах и при создании сувениров.