929

В туалете, школе и на пляже: 10 самых странных выставок Самары

Сергей Викторов

В начале июня в Самаре прогремела квартирная триеннале: каждый горожанин мог открыть галерею у себя в квартире, гараже или на любой другой неочевидной локации. Таким образом сотрудники галереи «Виктория» напомнили самарцам, что искусство может жить не только
в стенах музеев. Но выставки в неожиданных местах Самара видела
и раньше: «Большая Деревня» вспоминает 10 точек, где можно было внезапно столкнуться с современным искусством — от туалета до льда
на замерзшей Волге.

Остановки общественного транспорта

Выставки в лайтбоксах на остановках города в 1998 году впервые провели Неля и Роман Коржовы, тогда возглавлявшие благотворительный фонд «Центр современного искусства» совместно с компанией News Outdoor. Среди участников, кроме самарских авторов, были Дмитрий Гутов, арт-группа АЕС, Франциско Инфанте и Ольга Чернышова. В следующий раз проект был повторен только спустя 10 лет — в 2008 году.

Туалет Оксаны Стоговой

В 2002-м году художница Оксана Стогова открыла в туалете своей квартиры выставку Николая Олейникова, — так в Самаре появилась галерея T-ROOMS. В туалете, по мнению галериста, люди более всего расположены к созерцанию и размышлению. Маленькое пространство предполагает выставки небольших работ, лаконичность и прямоту высказывания. За 15 лет туалет Оксаны Стоговой пережил больше 25 выставок, в том числе международных.

Школьный класс

Первая выставка художника Сергея Баландина прошла в 2004 году в одном из кабинетов его родной школы, которую он на тот момент три года как закончил. Место проведения диктовало и тему выставки: «Современное искусство — детям». На вернисаже присутствовали руководители Центра современного искусства, Неля и Роман Коржовы, художник Владимир Логутов и другие. Выставка проходила всего один день — в воскресенье, и ее посетило 16 человек. Были представлены графика и раскрашенные принты. Некоторые картины сразу же были проданы, а все рецензии в импровизированной книге отзывов были положительными.

Молл «Парк Хаус»

Торговый центр трижды становился площадкой современного искусства. В 2004 году в нем прошел фестиваль «Арт Хаос», организованный Владимиром Логутовым и Андреем Сяйлевым: в пространстве молла расположили инсталляции и фотографии, провели перформансы. Опыт настолько понравился руководству, что через некоторое время Логутов создал в одном из свободных углов центра открытую мастерскую, куда любой мог заглянуть — посмотреть, как он пишет картины, и пообщаться. Уже после расширения «Парк Хауса», в 2008 году, там в рамках фестиваля «Арт-Штурм» прошла выставка «Как быть?» с участием Баландина, Логутова, Сяйлева, Чертоплясова и других.

Бальный зал университета Наяновой

Первая выставка команды будущей галереи «XI комнат» прошла в 2007 году именно там. До этого на протяжении нескольких месяцев художники выносили строительный мусор и облагораживали зал, решив создать в нем сквот «Одно место». Однако вскоре после открытия выставки дирекция учебного заведения, до этого любезно предоставившая помещение, попросила это помещение освободить.

Пляж

В сентябре 2009 года команда галереи «XI комнат» организовала пленер на пляже под Струковским садом. В событии приняли участие художники Анастасия Альбокринова, Сергей Баландин, Анатолий Гайдук, Лена Дендиберя и Александр Зайцев, Фарида Идиятуллина. На глазах у изумленных отдыхающих они писали картины в собственной манере, мало заботясь о натуре и привлекая внимание крупным форматом работ, самодельными мольбертами и необычными для художников позами. Публика была обескуражена.

Карьер за Красной Глинкой

В 2012-2013 годах участники арт-группы «Лаборатория» — Олег Елагин, Константин Зацепин, Владимир Логутов и Андрей Сяйлев — ездили за город и на лоне природы создавали странные арт-объекты, рассчитанные на заблудившихся зрителей: на деревья нанизывали автомобильные шины, а на камни наносили пещерные рисунки.

Замерзшая река Волга

Арт-критик и куратор Константин Зацепин, вероятно, помня опыт заволжского фестиваля современного искусства «Правый берег», где произведения делались из подручных палок, песка и мусора, в 2014 году придумал формат «Ледовой биеннале», где участники (их список был абсолютно открытым) создавали скульптуры изо льда. Событие собрало порядка 15 участников, столько же зрителей и привлекло внимание прессы. Победителем была признана работа спонтанной арт-группы «Волжские выссыватели» — слово «Инновация», написанное струей мочи. Больше «биеннале» не проводилась и была переименована в проект «Лёд».

Стены домов

В марте 2015 года Глеб Песков приклеивал свои небольшие картинки жидким гвоздями к стенам домов на улицах Фрунзе и Ленинградской. Тексты на грунтованных картонах воспроизводили шизофренические голоса улицы: жалобы, проклятия, матерные возгласы. По словам художника, он хотел, чтобы его произведения воспринимались, как путаные мысли городских сумасшедших. Самара, кажется, подхватила волну психоделики: ни одна из работ Глеба Пескова не дожила до утра.

Сквер напротив Музея модерна

Имея опыт проведения несанкционированных акций, Сергей Баландин в мае 2016 года организовал во дворе дома напротив Музея модерна по улице Красноармейской выставку молодых авторов — «Карманный авангард». Стенами послужил упаковочный картон из-под холодильников и домашних кинотеатров, а формат работ не превышал А4. В экспозиции были представлены фотографии, стихи, коллажи, рисунки и значки. Пятеро из шести авторов были дебютантами. Выставка собрала больше 50 зрителей — как друзей художников, так и завсегдатаев ларька на углу. По словам последних, «было прикольно».