2068

Главные премьеры сезона: что смотреть в самарских театрах

Любовь Саранина

Осень — традиционное время ежегодной арт-реинкарнации: из летнего отпуска выходят галереи, музеи и театры. Рассказываем, какие премьеры появятся на самарских сценах и ради чего на них стоит идти: «Старший сын» с песнями Василия Уриевского в «Грани», опера «Кармен», которую заказали сами зрители, и куча премьер в «Драме» — в том числе, в постановке вчерашних студентов.

Самарский академический театр оперы и балета

В новый сезон театр врывается с новым художественным руководством: на пост главного балетмейстера пришел Юрий Бурлака, а Александра Анисимова у пульта сменил молодой дирижер Евгений Хохлов.

Тем не менее, маэстро Анисимов в театре остается — в качестве приглашенного дирижера он в 2018 году презентует оперу Бизе «Кармен» в режиссуре Георгия Исаакяна. Кармен — роковая цыганка, которой движет задетое самолюбие, ее жертвой становится самый равнодушный из окружающих мужчин, Хозе. Сначала она влюбляет его в себя и превращает в контрабандиста, а затем, разумеется, бросает и умирает от его руки.

Как сообщил «Большой деревне» сам Хохлов, «Кармен» появится в репертуаре по истошному желанию зрителей. Мониторинг настроений публики, который ведет пиар-служба САТОБа, показал, что рассказ о жгучей цыганке в Самаре востребованнее, чем условный «Иисус Христос — суперзвезда».

Еще две премьеры запланированы в театре на первую половину сезона: 9-10 декабря Юрий Бурлака выпустит в свет балет «Эсмеральда», а 4 ноября состоится релиз музыкальной сказки для детей «Волшебная лампа Аладдина».

Площадь Куйбышева, 1.
Вконтакте, сайт

Самарский академический театр драмы

В прошлом сезоне о театре говорили много: во-первых, он был выдвинут на «Золотую маску» со спектаклем «История лошади», во-вторых, он эту маску, хоть и одну из самых низкоприоритетных, в город привез. Приз «за лучшую роль второго плана в оперетте или мюзикле» получил Владимир Гальченко.

Что касается премьер, тут поводов для гордости меньше: новинка была всего одна — спектакль «Жанна» выпустили впритирку с окончанием сезона. Вячеслав Гвоздков признал, что «прошедший сезон выдался неплодовитым в плане премьер и по бюджету был очень скудным». В результате Гвоздков выбивал гранты у губернатора, причем успешно. Сейчас в работе драматического очень много материала: например, в этом сезоне мы должны увидеть «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева и «Льва Зимой» Джеймса Голдмена. Их премьеры намечены на январь и март. До нового года должны родиться «Касатка» Алексея Толстого для основной и «Варшавская мелодия» для малой экспериментальной сцены.

Последняя постановка — авторская работа двух вчерашних студентов самарского «кулька» Евгении Кардюковой и Леонида Даценко, которые хорошо знакомы нам по прошлогодним походам в учебный театр СГИКа. Их приглашение в «драму» — исключение из правил: обычно сюда попадают ребята с целевых курсов самого Гвоздкова из университета Наяновой. Именно с таким спецнабором пять лет назад в театр попали Даниил Богомолов и также номинировавшийся на маску Владимир Морякин. Оба, кстати, — обладатели «Самарской театральной музы-2016» как лучшие молодые актеры; правда, теперь уже от разных театров. В этом году после выпуска из Наяновки в труппу влились Ольга Жукова, Виолетта Шулакова, Михаил Ворошилов и Ирина Чеботаева. Все они уже заняты в репертуаре, и скорее всего, мы увидим их и в новых постановках.

Площадь Чапаева, 1.
Вконтакте, сайт

Театр-студия «Грань»

Новокуйбышевский театр, а по совместительству — главная надежда всей области, в этом сезоне презентует «Старшего сына» Александра Вампилова. Комедия в двух действиях рассказывает о студенте Владимире Бусыгине, оставшемся на ночлег в незнакомом доме, и принятом его хозяевами за родного сына. Несмотря на то, что в этом году пьесе стукнет пятьдесят лет, причина идти на премьеру — ее актуальность. По мнению пресс-службы театра, «В „Старшем сыне“ очень точные и такие нужные для современного человека мысли — об энергии души, силе сопротивляемости злу и людской пошлости».

Из актеров за работу взялись Даниил Богомолов, Юлия Бокурадзе, Екатерина Кажаева, Сергей Поздняков, Кирилл Стерликов, Любовь Тювилина и Василий Яров — все они уже знакомы постоянной публике. Также в постановке заняты новобранцы — выпускники самарского «кулька» 2014 года и бывшие актера «Самарта» Аркадий Ахметов и Арсений Плаксин, плюс выпускница Саратовской государственной консерватории Александра Божнева. Они присоединились к составу в минувшем августе. Премьера спектакля назначена на 1 марта 2018 года, во время него прозвучат песни едва ли не прописавшегося в Самаре Василия Уриевского. Композитор и режиссер Денис Бокурадзе — люди не чужие: последний поставил «Старшего сына» и в столичном «Театре на Таганке», где Уриевскому предстоит бренчать на гитаре в роли Бусыгина. Именно после работы в Москве Бокурадзе решил ставить Вампилова дома; московский релиз состоится на полгода раньше, чем н-ская постановка.

За последние три года труппа театра вымуштровала в нас мнение, что любая здешняя премьера — это автоматическая заявка на крик «безупречно» и номинации на «Маску». Именно так было с «Таней-Таней» и «Кораблем дураков», а по части зрительских оценок — и с представленным в прошлом году «Королем Лиром»: после премьерных показов фейсбук разрывало от рукоплесканий в сторону Бокурадзе. Об ошибках на старте не говорил никто — и совсем не потому, что их там не было. «Грань» приучила зрителя к мысли, что ее спектакли — априори блестящие. Примерно с таким же настроем, вероятно, будут ждать и «Старшего сына». В общем, ставки здесь с каждым годом только повышаются.

Еще один (и уже проверенный) повод обрывать телефоны администраторов новокуйбышевского ДК — спектакль «Таня-Таня». Весь предыдущий год одно из самых поэтических произведений новой драмы отсутствовало в афише из-за отъезда Алины Костюк — в декабре она вернется в постановку в качестве приглашенной актрисы.

Новокуйбышевск, площадь Ленина, 1.
Вконтакте, сайт 

Независимый театр «Уместный театр»

Суверенных театров в Самаре сегодня прорва. Один из таких — группировка «Уместный театр», которая открывает уже свой третий сезон. Заинтересоваться стоит уже потому, что труппа не играет по ресторанам и состоит не из любителей, а из актеров других самарских театров — от драматического до кукольного. Объединение под руководством актрисы театра «Камерная сцена» Татьяны Каррамовой обосновалось на площадке Литмузея, где презентует читки и эскизы. Что примечательно, — исключительно по современной драматургии. Так, в репертуаре театра есть постановки по наследию Николая Коляды, а в конце прошлого сезона он представил перфоманс «Дегустация сцен» по произведениям до неприличия известного Ивана Вырыпаева.

2 октября «уместные» предъявляют эскиз к спектаклю «Люцина и ее дети» по мотивам одноименной пьесы польского драматурга Марека Прухневского. По словам режиссера, нас ждет «очень жесткая трагедия» и «материал не для слабонервных». Пьеса рассказывает о современной Медее из провинции. В маленькой польской деревне живет семья, у членов которой накопилось слишком много взаимных обид. Они сами устанавливают свои моральные нормы и по-своему определяют, что такое «хорошо» и что такое «плохо». «Люцина» раскрывает болезненные чувства матери в свои детям, и вместе с тем, разумеется, экстраполирует проблемы одной семьи на все общество.

Следить за расписанием будущих показов можно в группе театра вконтакте, там же осуществляется запись зрителей, поскольку количество мест строго ограничено. Разбираться в вечных вопросах, в которых так любит копаться новая драма, будут актеры Татьяна Артемьева, Евгения Аржаева, Юрий Телекало, Олеся Гришанина и Евгений Клюев.

ул. Куйбышева, 113.
Вконтакте

Самарский театр юного зрителя «Самарт»

Перед стартом своего 87-го театрального года самарский ТЮЗ анонсировал сразу несколько премьер. Во-первых, как и подобает условно детскому театру, здесь готовят новые новогодние «елки»: 21 декабря начнутся «Проделки Дикого Запада» по мотивам сказок Джоэля Харриса и под режиссурой Александра Мальцева и «Конек-Горбунок» по сказке Ершова — его режиссером стала Татьяна Наумова. А в начале декабря худрук театра и его главный Гамлет Павел Маркелов выпустит музыкальную сказку «Храбрый заяц» по мотивам пьесы Сергея Михалкова.

Все наше внимание при этом приковано к новому курсовому спектаклю Анатолия Праудина. Звездный питерский режиссер сотрудничает с «Самартом» давно и крайне успешно: тот же четырехчасовой «Гамлет», получивший наряду с «Мамашей Кураж» безоговорочный ярлык must see — дело его рук и фантазии. В «Самарте» Праудин руководит режиссерской студией, где учатся и люто экспериментируют сами актеры театра — Дмитрий Добряков, Татьяна Наумова и Алексей Елхимов. В прошлом сезоне они уже представили свое прочтение «Маленьких трагедий» Пушкина. На этот раз студия работает над постановкой под условным названием «Возвращение Одиссея» по поэме Гомера, — он станет курсовой работой Алексея. Сочинением спектакля, как сообщает пресс-служба театра, Праудин и Елхимов занимались во время экспедиции в Гренландию. В прошлом году, кстати, билетов на премьеру «Маленьких трагедий» в продаже не было: театр просто объявил о записи на показ — проходки разлетелись быстрее билетов на Мундиаль.

Также сейчас Праудин и актеры театра присматриваются к «Темным аллеям» Ивана Бунина, но вырастет ли из этого полноценный спектакль — пока вопрос.

ул. Льва Толстого, 109.
Сайт, вконтакте