689

Родная речь: «Сладкоголик» Галины Михайловой

Андрей Олех

«Большая Деревня» продолжает рассказывать о книгах, написанных в Самаре. В этом выпуске мы прочитали роман «Сладкоголик» и поговорили с автором о женской прозе, счастье и пенисах.

Самарская писательница Галина Михайлова работает не только над книгами, но и, как уверяет, «выступает со своими рассказами, снимается в кино, занимается танцами и вокалом». Ее роман «Сладкоголик», вышедший в 2015 году от первого лица рассказывает о девушке, чья главная страсть заключается в поедании сладкого. Саму книгу можно отнести к женской прозе: это мир женщины, написанный от лица женщины.

«Полистав страницы кулинарного бестселлера, я пришла в ужас. Оказывается, не так-то просто приготовить самые обыкновенные щи. Всего две буквы, а сколько ингредиентов! Немного подумав, я отказалась от идеи приготовить щи и принялась листать страницы дальше».

Судьба главной героини Дарьи Пшеничкиной складывается из череды забавных происшествий, встреч с подругами, мамой, работы на радио, не слишком удачной личной жизни и, разумеется, из болезненного пристрастия к сладкому. Все это является веселым фоном для классической темы — поиска себя и еще более традиционного поиска прекрасного принца.

« — Нет, ну, правда, их глаза превращаются прямо-таки в сканеры. Я даже траекторию их взгляда изучил.

— Очень интересно! — хмыкнула я, коренная москвичка. — Поделитесь наблюдениями?

Гера медленно, с расстановкой отчеканил:

— Часы, безымянный палец, обувь, костюм. Все!

— А почему часы стоят перед обручальным кольцом? — удивился Боря.

— Потому что если часы дорогущие, то уже не важно, женат их обладатель или нет».

Любопытно, что главная героиня в «Сладкоголике» по совместительству является своим же антагонистом. Мир романа в целом довольно приятное место, отрицательные персонажи вовсе таковыми не являются и скорее забавны, чем страшны. Таким образом, между Дарьей Пшеничкиной и ее счастьем стоит только она сама.

«Нет, конечно же, эта идея не преследует меня постоянно. Просто иногда, спускаясь в метро, задумываешься, а если поезд встретится с моим телом, сколько человек придут на мои похороны? Кто всплакнет? Скажет, что любил? Или, бывает, выходишь на балкон, смотришь вниз с десятого этажа и спрашиваешь себя, все ли ты сделала в этой жизни, что могла?»

Мы поговорили с Галиной Михайловой о ее романе, а она подробно рассказала нам не только о «Сладкоголике», но и о своих идеалах в литературе и жизни. Публикуем ответы без редактуры.

«Большая Деревня»: «Сладкоголик» написан от первого лица. Насколько книга автобиографична? Или это просто литературный прием?

Галина Михайлова: Моя героиня Даша Пшеничкина — вымышленный персонаж, но у нас с ней есть схожие черты характера, например, оптимизм и жизнелюбие. Я думаю, каждая женщина найдет что-то общее с персонажами книги. Даша живет в каждой из нас, время от времени проявляя себя. Иногда я даже учусь у своей героини легкому отношению к жизни, потому как сама склонна к самокопанию, психологическому самоанализу. У Даши все просто: съела шоколадный батончик, и жизнь пошла на лад. Иногда так и нужно относиться к ситуации, зачем лишний раз все усложнять? Конечно, я тоже обожаю вкусняшки, но не до такого фанатизма, с которым Даша потрошит запасы сладких антидепрессантов.

Почему книга от первого лица? Да, это литературный прием, который дает возможность более полно раскрыть внутренний мир персонажа, а у Даши он прекрасен. Некоторые читатели даже говорили, что восприняли ее как реально существующую девушку, им захотелось познакомиться с ней, обнять. Это здорово! Значит, мой авторский замысел выполнен на 100%. Когда ты добиваешься от читателя погружения в сюжет, в придуманный тобой мир, когда заставляешь читателя смеяться (это сложно), плакать (это еще сложнее), то свершается литературное чудо.

Именно для этого я пишу. Чтобы услышать, что мои книги помогли кому-то найти верное решение, изменить взгляд на мир или даже просто расслабиться, отдохнуть от будничных проблем. Ой, я увлеклась))

«БД»: Несмотря на эротические сцены и шутки про пенисы, роман в целом выступает за классическое «женское счастье»: муж, дети, семья. Вы поддерживаете традиционные ценности, или это сделано в угоду целевой аудитории?

Никогда, ни при каких условиях я не работаю в угоду кому-либо. Разве может настоящее творчество рождаться в угоду чему-либо? Деньгам, общественному мнению, моде? Ни один стоящий художник не писал картины, думая о том, какое они произведут впечатление. Понимаете, это идет изнутри. Даже пенисы.

 У Вас, наверное, в школе пятерка по литературе была.

Вы знаете, что такое «классическое женское счастье»? Когда женщина вышла замуж, родила ребенка, ее можно назвать счастливой? А если ребенок отдан на воспитание няне или бабушке, а муж все вечера проводит с друзьями или, скажем, зависает в виртуальном мире, это счастье? Сомневаюсь.

Я за то, чтобы каждый нашел в жизни свое, не классическое, счастье, будь то творчество, спорт, материнство, роль бизнес-леди или домохозяйки. Я мама. Для меня великое счастье — видеть улыбку своей дочери, целовать ее в пухлые щечки, беседовать о жизни, дурачиться. Я живу в любви, для меня это главное.

«БД»: К «женской прозе», обычно относятся с пренебрежением. Просто ли быть автором легких романов?

Представляю сейчас лица тех мужчин, которые прочитали мои романы! Должно быть, они плачут. Или нервно курят. Интересно, когда они читали «Сладкоголика», они классифицировали его как «женскую прозу»?)))

Лично я терпеть не могу все эти жанровые разграничения. Пусть этим занимаются литературоведы, если им это интересно. Для меня важно одно: находят ли мои произведения отклик в сердцах читателей? Да — хорошо, нет, значит, писатель из меня дерьмовый, пойду искать другую работу.

Пока все говорит о том, что нужно продолжать двигаться в выбранном мною направлении. Да, нет! Не я его выбрала, оно само меня подхватило и несет по жизни. Замечали, когда ты находишь себя в этом мире, действительно свое предназначение, все вдруг начинает получаться само собой: появляются нужные люди, идеи, из разрозненных паззлов складывается удивительно красивая картинка мира. И ты понимаешь, что все события, что с тобой происходили, все эмоции, что ты испытал, вели тебя именно к этому моменту. Со мной сейчас такое происходит, и я счастлива.

Что мне, рыдать над графином водки в баре, что я родилась женщиной?

Что касается Вашего вопроса, я не знаю, относятся ли к моим романам с пренебрежением, но это не совсем «женская проза». Мои книги не для женщин. Не для мужчин. Они для людей, людей думающих, глубоких, для тех, кто умеет видеть нечто большее, чем лежит на поверхности. «Сладкоголик» — это, на первый взгляд, легкая веселая история. Но попробуйте понять героиню, прочувствовать ее, заглянуть в ее внутренний мир. Что вы скажете тогда?

По поводу «легких романов». Есть два вида романов: те, что пишутся для души и те, что для коммерции. Первые создаются долго и практически не приносят выгоды, вторые — пишутся быстро, хорошо раскупаются и очень скоро забываются.

«Сладкоголик» — не коммерческая рубленая проза, которую пишут за месяц, я в эту книгу вложила свою душу. И думаю, читатели это прекрасно чувствуют. Читатель вообще все чувствует, особенно фальшь! Представляете, если бы я сидела и думала: напишу-ка я фантастику, мужчины ее любят, или нет, что-нибудь в духе Пелевина или Акунина! Ага, сейчас сяду и начну вымучивать из себя сюжет. Нет, господа, все это будет вранье. И что же, мне рыдать над графином водки в баре, что я родилась женщиной? В этом как раз-таки моя сила, превосходство.

«БД»: Вопрос — основа культурной журналистики: какие ваши дальнейшие творческие планы? Над чем работаете сейчас?

Сейчас я работаю над биографическим романом о нашем земляке, талантливом режиссере Александре Тимофеевиче Золотухине. В 1986 году в день четырехсотлетия Самары он поставил на реке Волга спектакль «Огни истории». Это было яркое, масштабное событие не только в рамках нашего города, но и страны в целом. Полным ходом идет работа над постановкой моей пьесы «Баклажан». Также на данный момент я готовлю к изданию сборник своих рассказов, некоторые из которых вы сможете послушать в «Территории Правильных Напитков» 22 ноября в 16:00. Мы будем выступать совместно с мастером песочной анимации Екатериной Зубковой.

В ближайшем будущем пройдет презентация уже вышедшей из печати книги «Алина: хочу ребенка!», а также будет издано ее продолжение «Алина: дайте мне мужика!»

«Сладкоголика» можно приобрести в сети книжных магазинов «Чакона». Более подробно ознакомиться с творчеством Галины Михайловой можно в ее паблике «ВКонтакте».