29

Нужен только BEAT

Азамат Жанбыршинов, Саша Краснов

iuuMW5_mCYg

После безапелляционного триумфа московского фестиваля документального кино о музыке «Beat Film Festival» избранные фильмы программы отправятся на одновременные гастроли выходного дня в восемь самых модных городов России, в том числе, конечно, и в Самару. «Большая деревня» поговорила с его создателями Кириллом Сорокиным и Аленой Бочаровой о рокьюментари, документальном кино и о том, как собрать аудиторию в кинозале во времена победивших торрентов, а также подготовила полную программу фестиваля, которую можно посмотреть ниже.

 БД: По какому принципу вы отбирали фильмы для Beat Weekend?

Кирилл: В этом году фестиваль в Москве впервые состоял из нескольких программ — основной, где мы показывали большие международные премьеры, а также двух параллельных — ретроспективы маэстро панк-документалистики Джулиена Темпла и программы молодого скандинавского кино. В программу Beat Weekend мы постарались включить ленты, показывающие все грани его программы в этом году. В Самаре мы покажем дико нахальный и талантливый мокьюментари фильм о группе Sex Pistols, яркий образец современного скандинавского кино, в котором история советского полярника переплетена с приключениями датской группы Efterklang в заброшенном русском городе Пирамида в Норвегии, единственную в своем роде кинобиография Лондона со всеми вытекающими последствиями вплоть до прошлогодних беспорядков и группы The Clash, фильм про Боуи, который мы трижды показывали в Москве и трижды был sold out, замечательный, безумно красивый фильм Teenage о том, какими были тинейджеры и субкультуры до того, как появились панки, моды, хулиганы и тд, и откуда вообще взялась
youth-culture. А с другой стороны — это, конечно, лучшее, любимое и только для вас. То есть главные хиты нашего основного фестиваля. Тот же Боуи — абсолютный краудплизер, и фильм, про который я слышал только восторженные отзывы от самых разных людей вплоть до басиста группы Blondie, который приходил на наш показ перед их последним концертом в Москве.

CR1EQzYjp8s
Открытие Beat Film Festival в Москве

БД: Насколько, по-вашему, актуально нон-фикшн кино в провинции?

Алена: Мы вообще не поклонники слова «провинция». Оно было уместно во времена, когда не было соцсетей, торрентов и онлайн-магазинов. Сейчас же уровень культурной образованности человека не определяется исключительно городской средой. Бытует мнение, что Петербург — столица российской провинции: сюда проще уехать чем в Москву, сюда не доходят федеральные бюджеты. Так вот, нашим абсолютным открытием, когда мы возили фестиваль в Петербург в прошлом году, были залы Дома кино на 400 мест, практически заполненные до отказу на каждом сеансе. И вообще, было ощущение невероятной отзывчивости и искренности. В Москве гораздо более форматное мышление, потому что жизнь людей как правило поделена на работу, где они зарабатывают деньги, и развлечения, на которые их тратят. В других городах больше места состояниям посередине, поэтому нон-фикшн там вполне актуален.

БД: Beat Weekend — это больше история о музыке или о кино?

Кирилл: По-моему, это больше история о том, что граница между кино и музыкой (или, например, современным искусством) сейчас уже является довольно условной — во всяком случае, для нашей аудитории. Мне сложно представить у нас в зрительном зале человека, который был бы увлечен кино, но совершенно безразличен к музыке, и наоборот. Хотя, с другой стороны, нам очень нравится, что наши показы — это такое коллективное переживание и уникальный опыт как концерт, и вот это, конечно, идет от музыки. Но сейчас даже вся история группы Arcade Fire построена на бесконечном проникновении одного в другое — отсюда и клипы, смотреть которые нужно, размахивая телефоном перед экраном (кстати, режиссер этого клипа — канадский видеохудожник Винсен Моррисет, чей фильм про Sigur Ros мы показывали год назад), и тизеры к альбомам, словно к фильмам, и короткометражка по мотивам их предыдущей пластинки, снятая для них Спайком Джонзи. Я был на их концерте пару лет назад и, как мне тогда показалось, половина их выступления держится на мощнейшем визуальном ряде, по сути, набору мини-фильмов, которые специально были сделаны к каждой песне и транслировались на гигантские экраны на сцене.

HJU4FFnjAro
Открытие Beat Film Festival в Москве

Алена: Мы действительно выступаем на перекрестке кино и музыки, но не устаем повторять, что кино, которое мы показываем, не только для меломанов. В международном контексте у многих фильмов из нашей программы вполне обычная в самом хорошем смысле этого слова кино-судьба. Взять например Teenage: премьера его была на Трайбеке в Нью-Йорке, дальше его показали мы в Москве, сейчас будет британская премьера на Лондонском кинофестивале, потом его выпустят в кинотеатральный прокат в Америке и возможно Великобритании, покажут на HBO и выпустят на vod. То есть это и правда высокого уровня кино, и далеко не то, что называют жанром рокьюментари (слава богу, он существенно сдулся за последние годы) — то есть концертные фильмы, выпущенные в поддержку тура или альбома.

И еще нам близка стратегия музыкальных промоутеров: например, мы активно работаем с музыкальными пабликами вроде Indiemusic и знаем, что способны вытянуть в кино тех, кому обычно проще скачать фильм из интернета, чем пойти на фестиваль.

Программа фестиваля Beat Weekend

11 октября 19-00

«Teenage»

Кинозал Музея им. Алабина: ул. Ленинская, 142.

Мэтт Вулф, автор восхитительного документального фильма «Wild Combination» про Артура Расселла, на этот раз под музыку Брэдфорда Кокса из «Deerhunter» рассказал про отрочество четырех типичных подростков начала прошлого века. Среди героев афроамериканский бойскаут и маленькая последовательница Гитлера, bright young people и swing kids. Привычные нам явления молодежных субкультур: имидж и сленг, вечеринки и братства, эскапизм и максимализм, только в первой половине XIX века. Коллаж из архивных и современных состаренных съемок без говорящих голов и прочих типичных элементов документального кино.

12 октября 17-00

«Великое рок-н-ролльное надувательство»

Музей Модерна: ул. Фрунзе, 159.

Апологетика сразу нескольких явлений: семидесятых, группы «Sex Pistols» и расцвета британского кинематографа. Хрестоматийное мокьюментари о главной группе панк-рока: анимационные вставки, лукавые рассказы менеджера группы Малкольма Макларена об изобретении панк-рока и концертные записи создают образцовый документ эпохи, возвращающий нас во времена секса, наркотиков и рок-н-ролла. Сатирическое, почти фарсовое высказывание, горечь которому придает то, что фильм ставит не просто точку в истории вскоре развалившейся группы, но и таким странным карнавальным образом закрывает сами семидесятые годы.

12 октября 19-00

«Дэвид Боуи — пять лет»

Кинозал Музея им. Алабина: ул. Ленинская, 142.

Первый за 40 лет фильм о Боуи посвящен пяти лучшим годам в его карьере: великий «Hunky Dory», появление и гибель Зигги Стардаста, берлинские эксперименты, Энди Уорхол и инспирированный им пришелец в «Человеке, который упал на Землю», а напоследок триумф «Let’s Dance».

13 октября 17-00

«Efterklang: Призрак Пирамиды»

Музей Модерна: ул. Фрунзе, 159.

Скандинавские группа «Efterklang» в поисках новых звуков оказывается на девять дней в заброшенном шахтерском поселке, а режиссер Андреас Кефед документирует этот поиск. Помимо промерзлых пейзажей и постсоветского быта в кадре оказывается, простите, судьба человека — русского полярника, чья отдельная советская мечта оказалась заморожена в Пирамиде, кажется, навечно.

13 октября 19-00

«Лондон — современный Вавилон»

Кинозал Музея им. Алабина: ул. Ленинская, 142.

Коллаж-биография прошлого и настоящего британской столицы по версии главного панк-документалиста Джулиена Тэмпла. Здесь плотно сплетаются истории жителей города и ключевые социальные события (войны и тетчеризм, пожары и погромы), кадры исторической хроники и отрывки художественных фильмов, «London Calling» и «Waterloo Sunset».