4874

Натуральная школа самарского дизайна

Текст: Оксана Котлярова, Надя Башмакова
Фото: Екатерина Мусаткина

Создатели бижутерии возвращаются назад к природе и делают украшения из всего, что находят на своем пути — в лесу или в парке, на барахолке или на тротуаре. Листья, оленьи рога и засушенные крылья насекомых, ветки, сучки и кости куропатки — все используется как материал для того, чтобы раскрыть свою индивидуальность. «Большая деревня» пообщалась с двумя представительницами самарской «натуральной школы», чтобы узнать, откуда взялась эта тяга к собирательству и как выглядит процесс работы над найденными объектами.

 

Серафима Дегтярева, изделия «homewardbound»:

— Сима, ваш блог-сообщество называется Hobo. Расскажи немного о том, чем вы занимаетесь.

— Hobo­— сокращение из «homewardbound» (возвращающийся домой).

Хобо — кочевые рабочие в США, которые перемещались по стране в начале XX века и на протяжении всей Великой депрессии. Иными словами, настоящий хобо — на все руки мастер без определенного места жительства, путешественник.

Мы попытались передать романтику хобо в наших работах. Нас вдохновила свобода, отсутствие денег, манерность данного движения.

Подвеска. Раковый панцирь, кристалл цитрина, стеклянные бусины, медь

Это удивительный мир, возможность жизни на малые средства, плюс путешествия на большие расстояния.

Мы размышляли на тему заработка в скитаниях. Пришли к трем основным пунктам: фото, тату, поделки (цацки, шмот, блокноты, рисунки и т.д.) Это то, чем ты можешь заниматься на большом отдалении от дома, при наличии минимальных инструментов и огромного желания, соответственно, без денег, используя подручные материалы. Мы просто не можем сидеть на месте, и нам стало интересно, как на это можно существовать.

Фото: Анастасия Швечкова

— Как ты думаешь, почему такие сообщества, ориентированные на handmade украшения, природу, натуральные продукты (Mywhiteroom, журнал Kinfolk, ресторан «Варенье») набирают популярность?

— Люди устали от города. Думаю, им стало сильно не хватать свежего воздуха и легкости. Города не перестают развиваться, и природы становится все меньше, и качество ее ухудшается. Мы пытаемся цепляться за остатки и подчеркивать всю красоту и суть устройства таких простых, ранее всем известных вещей. Знаете, раньше ведь я не удивлялась переливающимся панцирям бронзовок, устройству шипов у рака и красоте стрекозьих крыльев. А сегодня эти вещи стали бесценны.

— В твоих работах заметна тяга скорее к старому, чем к новому. Скорее к природе, чем к городу. Как это уживается с твоей профессией градостроителя?

— Мне больше близка профессия архитектора. Мой куратор, Расим Мунирович Вальшин, с самого начала обучения привил мне любовь к натуральным материалам. Природа — идеальный механизм, построенный на нюансах, вспомните хотя бы раковину с ее золотым сечением. Все отталкивается от учений природы, любая наука, в том числе — градостроительство.

— Сима, иногда мне кажется, что ты живешь в фургоне на Аляске, как парень из фильма «В Диких условиях», и именно оттуда все эти прекрасные вещи с камнями, когтями, листочками и насекомыми. Как у тебя выходит быть так близко к природе, находясь в мегаполисе?

— Я уже говорила о любви к путешествиям. Если выпадает шанс — я уезжаю. Будь это другой мегаполис, или необитаемый остров — я нахожу вдохновение, собираю мусор, щепки, дохлых насекомых, и из них рождаются новые украшения. Иногда, в городах, удается найти уникальные вещи за гроши, и тогда я не могу устоять. Приходится их покупать. Эти странные артефакты некоторое время пылятся у меня дома. Только когда я полностью смогу насладиться ими, они попадают в нашу группу.

Ксения Штырлина, изделия Wishes:

GFZXHrnDWQc
Брошь. Лапка куропатки, стекло

— Как ты занялась аксессуарами?

— Около семи лет назад я начала заниматься ручным трудом, а к украшениям из стекла пришла два года назад. Просто в какой-то момент поняла для себя, что не могу носить бижутерию массового производства.

— Где найти вдохновение? Может быть, есть какие-то художники или произведения искусства, которые тебя вдохновляют?

— Вдохновляют фотографы: AmiraFritz с букетными портретами, KariHerer — необычное сочетание графики и живых цветов, JonDuenas (серия Deux ). Они все используют природные элементы в своих работах.

 

E-Jomhq22zc
Кулон. Стекло, металлическая фурнитура, семена цветка

— А как происходит процесс работы над изделием?

— В первый раз было сложно и очень интересно, захватывают нюансы работы. Если начать с заготовки растений, времени, конечно, уйдет много. Но эта самая приятная часть работы — гулять и собирать цветы. И на серию новинок уходит около месяца.

— Как появилась техника, в которой ты работаешь? Все изготавливается вручную или необходимо специальное оборудование?

— Техника носит имя Луиса Комфота Тиффани, сам принцип изготовления витражей появился задолго до него (в России существует примерно с 12 века), но этот предприимчивый американец усовершенствовал технику и заставил обратить внимание на свои изделия. Многие моменты облегчает промышленное изготовление материалов, раньше, к примеру, использовали листовую медь, которую резали на узкие полоски и натирали пчелиным воском, сейчас можно просто купить готовую медную ленту с клеевым слоем (ее можно назвать медным скотчем). Тем не менее, эта сейчас одна из прикладных техник, которую невозможно автоматизировать, все операции — только вручную. Специальное оборудование тоже используется — эта шлифовальная машинка для стекла. А вот необходимые паяльник и стеклорез найти проще.

6S7VlDB1QdU
Кулон. Гербарий, стекло, металл

— Есть ли какие-то растения, из которых нравится делать украшения больше всего?

— Особое растение выделить не могу, мне приятно работать с осенними листьями. Переходы цветов неповторимы, как и форма каждого листочка. Можно использовать маленькие листики целиком, а из больших вырезать фрагменты.

— Как найти своего покупателя?

— Помогают социальные сети, но особенно — участие в маркетах и выставках, где все можно посмотреть и примерить, вживую пообщаться с потенциальными покупателями. И, конечно, нужно носить свои украшения самой.

U0ZHUnTBR2c
Серьги. Стекло, металлическая фурнитура, мох

— Какая география твоих украшений? Почта России не подводит?

— География растет очень быстро! Каждую неделю бываю на почте с посылками, всегда новые города. Самая дальняя точка — это Красноярск, и, думаю, это не станет пределом. Почта России работает исправно.

— Есть ли из украшений, сделанных тобой, самое любимое?

— Да, это кулон с листом, собранным в горах Кавказа и брошь из фаянсовой тарелки, которую дарили еще моей бабушке на свадьбу.