1590

Как это работает: агентство нестандартных экскурсий «Город-курорт»

Текст: Екатерина Мокшанкина Фото: Полина Дрожжина

Памятник Куйбышеву расправляет плечи, конь под Чапаевым бьет копытом — пока достопримечательности изнывают в ожидании толп туристов, «Большая Деревня» встретилась с руководителем агентства нестандартных экскурсий «Город-курорт» Екатериной Ревинской. Узнали, как построить бизнес на экскурсиях, кто водит группы по крышам старого города и чего о Самаре не знают даже местные жители.

Легендарное хобби и первые экскурсии

Я не профессиональный экскурсовод, но коллекционирование городских легенд с детства было моим увлечением, а со временем я решила, что хочу рассказывать их окружающим. Побывав на экскурсии за границей, я поняла, что у нас ничего такого цепляющего нет, зато существует антитренд — мнение, что Самара — заурядный поволжский городок. Я же знала ее совсем другой. Так, из желания познакомить самарцев с интересной стороной города, я стала проводить первые экскурсии — вечером, после работы.

Екатерина Ревинская

Обожаю истории про привидения, тайны и страшилки, поэтому начала с мистики: экскурсия называлась «Заколдованная церковь». Первая была пробной, бесплатной, и на нее сразу же записалось 50 человек. Я создала группу вконтакте, просила друзей о репосте — так, «сарафаном», начали приходить люди. Превращать свое хобби в постоянную работу на тот момент я не планировала — мне просто нравилось видеть горящие глаза участников в очередном дворике и слышать их возгласы: «Не знали, что такое есть в Самаре».

Вложений экскурсии практически не требовали — проводила их лично я, поэтому потратиться пришлось только на громкоговоритель. Зато доходы пошли сразу, несмотря на демократичный ценник: сейчас один билет стоит 300 рублей — это сумма, доступная каждому.

Сегодня экскурсии — моя постоянная работа, ради которой я оставила офис в РЖД. Иногда я участвую в семинарах молодых предпринимателей и у меня спрашивают совета те, кто только начинает свой бизнес. Все, что я могу порекомендовать — это делать качественный продукт, и тогда вопрос работы в убыток не встанет.

Гиды и гости

У нас около 50 маршрутов по городу и области: в 2016-м у меня появились гиды, и сейчас по авторству примерно 50% экскурсий разработаны мной, и еще 50% — ими. Мы избегаем формата «год постройки, здесь жил купец и здесь он умер», добавляем легенды о доме и дворе, рассказываем живые истории даже на обзорных прогулках.

Каждый маршрут мы выверяем на практике — ходим по ним сами, тестируем на друзьях и смотрим, как первые слушатели реагируют на наши истории. После этого мы снова перекраиваем проект: убираем или добавляем локации, присматриваем какие-то крыши, подземелья, особняки. И только в финале, когда все готово, приглашаем горожан.

У нас нет скучных бубнящих гидов — такие могут запороть даже самый интересный материал. Периодически я размещаю в соцсетях объявление о наборе, и будущие сотрудники находят меня сами. Раньше я считала, что для нужного драйва моим гидам обязательно должно быть до 35 лет, но сейчас понимаю, что молодость — это не основное, главное, чтобы люди были заинтересованные и не ограничивающие жизнь схемой «дом-работа-дом». Основной костяк моего агентства — те, кто начинал с разработанных мной маршрутов, обучаясь на них. Все они разные, но у каждого есть историческое либо краеведческое образование: в прошлом это журналисты, учителя истории, сотрудники архивов и даже губернской Думы.

Я люблю всех своих гидов, они у нас абсолютно разные — есть классные молодые ребята, а есть специалисты с многолетним стажем. Одинаково популярны Константин Акмаев — парень, который преподносит истории о городе с юмором, и Елена Мартьянова — экскурсовод с опытом. У нее потрясающий голос, который просто затягивает в историю: часто ловлю себя на том, что слушаю ее и улетаю, хотя саму экскурсию слышала миллион раз.

Самара, к сожалению, — не Москва и не Петербург: достопримечательностей много, но поток туристов маленький. Сейчас соотношение — примерно 70% местных и 30% приезжих. Местные жители хотят посмотреть город непричесанным и неожиданным, школьники обожают все мистическое — к примеру, Дачу со слонами, гости города закономерно выбирают ознакомительные обзорные экскурсии.

Мы размещаем предложения в мобильных приложениях, нацеленных преимущественно на иногородних туристов — Tripster, RocketGo и ГидЭдвайзер. Они публикуют наши экскурсии у себя на сайте и приложениях и берут за это комиссию. Сотрудничаем с междугородними и международными агентствами, которые направляют туристов. Мы проводим корпоративные экскурсии — из крупных заказчиков могу назвать компании «ИКЕА» и Coca-Cola. Звездные гости тоже бывают: совсем недавно приезжал Артур Сопельник, заказывал обзорную экскурсию, но у него задержали рейс, и все сорвалось.

Запретные зоны и живые истории

Почти на всех экскурсиях мы заходим туда, куда обычно человек попасть не может. К примеру, проводим людей на крышу торгового центра «Опера» — там шикарнейшая площадка с верандой. Администрация торгового центра обычно никого туда не пускает, но у нас есть договоренность, и наши гости могут посмотреть с высоты на старый город. Мы заходим в частный двор к Вячеславу Вершинину, который сам отреставрировал свой старинный дом, — фактически, идем к нему в гости.

Пользуются успехом и гастрономические маршруты: кофейня, ресторан русской кухни, ресторан сыроедения — все они расположены в домах и районах с историей. Наконец, наша фишка — экскурсия в Ширяево на настоящей парусной яхте.

У нас есть экскурсия «На родину горчичников» по Запанскому району Самары, где поселок Лейтенанта Шмидта. На тестовой экскурсии местные жители кричали нам что-то недружелюбное — мол, пришли тут из центра. Но потом, когда я опубликовала этот маршрут как открытый для записи, в комментариях один из тех местных жителей — я его узнала по фотографии — подписал: «Приходите еще, мы вам покажем другой Запанской».

Даже классические сценарии мы подгоняем под формат: специально сидим в архивах и библиотеках, отыскиваем интересные истории — у местных жителей, в старых записях, в журнальных заметках, стараемся находить новые сведения о каждой локации. Например, о том, что на площади Куйбышева раньше стоял храм, уничтоженный коммунистами, известно всем, и на маршруте «Подземная Самара» мы рассказываем о том, что под площадью расположено два бомбоубежища, одно из которых — газовое. По легенде, когда Никита Хрущев приезжал в Самару на митинг, его закидали помидорами, и он якобы прятался там внизу. И если история может быть мифом, то существование бункеров — это факт. К сожалению, туда нельзя спуститься, потому что это военные объекты и должен выйти определенный срок давности, но мы в деталях рассказываем людям, что находится у них под ногами, и это производит впечатление.

Естественно, мы готовимся к грядущему Чемпионату: в июне стартует маршрут «Самара футбольная» с посещением музея футбола, — мы первые запускаем подобную экскурсию. Практически все наши маршруты могут быть проведены на английском языке — так что мы готовы показывать город иностранным гостям. Есть и автобусные маршруты, и пешеходные. Даже в условиях перекрытого центра нас ничего не пугает — будем гулять.

Сайт, вконтакте, инстаграм 
Тел. +7 (937) 079-73-47