793

Я по объявлению: 6 вопросов о покупке подержанного автомобиля

Юля Ваулина

Покупка подержанного авто для многих — как русская рулетка: можно вполцены купить машину с иголочки, а можно, потратив все деньги, получить разбитое корыто. Вместе с порталом «Юла Авто» выяснили все, что нужно знать о покупке машины с пробегом: как ее выбрать, у кого покупать, что проверять и где искать правду. Как говорится, читайте и выигрывайте.

Как выбрать марку и модель авто?

А выбрать лучше заранее. Искать что-то «тысяч за триста», во-первых, очень трудозатратно, а во-вторых, совсем неэффективно: одно дело утонуть в миллионе объявлений — от 15-летней «Ауди» до почти новой «Лады Калины» — и совсем другое сравнивать конкретные характеристики Opel Corsa и Chevrolet Aveo.

Для начала нужно определить цели — для чего нужен автомобиль: возить ребенка в детский сад, ездить за город, добираться по пробкам до работы. От этого зависят внешние характеристики: размер салона и багажника, высота дорожного просвета. Дальше определяемся с суммой — и помним, что как минимум 10-15% стоимости авто стоит заложить на непредвиденные траты и «доведение до ума» — замену расходников, жидкостей, покупку сезонной резины. Чем машина старше, тем выше этот процент.

На пересечении целей и бюджета ищем подходящие варианты. Понятно, что машина представительского класса приятнее эконом-аналогов, но при этом она будет либо дороже, либо старше. Если же выбирать между условными трехлетним «Логаном» и десятилетним «Мерсом» за одну и ту же сумму, надо помнить, что во втором случае машина, даже несмотря на возраст, будет более комфортной, но потребует дополнительных вложений — серьезных, практически сразу и с завидной регулярностью. Если вы не готовы платить за содержание авто, как за ипотеку, старая машина — не ваш вариант.

Если же сравнивать с недорогими иномарками продукцию отечественного автопрома, тут все зависит только от личных предпочтений: экономные и практичные, как правило, берут «Ладу», которую можно чинить в гараже на Партизанской, а модные и статусные рыщут у модельных рядов «Рено», «Киа» и «Шевроле».

Что нужно выяснить на стадии поиска объявлений?

При покупке машины с рук есть три главных риска: купить машину с «нечистой историей», в плохом состоянии или заплатить больше реальной стоимости. Для того, чтобы уберечь себя от ошибки, стоит получить максимум информации еще на стадии поиска объявлений.

Для начала изучите те модели, на которых решили сосредоточиться: почитайте на форумах автолюбителей об их типичных проблемах, тонкостях эксплуатации и обслуживания. Выясните, где производится автомобиль, когда происходили рестайлинги и в чем отличие старых и новых версий. Все это позволит вам сориентироваться по цене: не купить машину made in Uzbekistan по цене произведенной в Америке и не заплатить за модель в старом кузове цену нового.

Сориентироваться по стоимости помогут специальные сервисы, собирающие статистику автомобильных цен. Так, «Юла Авто» не только показывает среднюю цену на выбранную модель, но и то, как она будет меняться в будущем. Еще здесь можно чекнуть годовую стоимость владения, отзывы экспертов и реальных владельцев подобных машин, а также тест-драйвы и статьи на тему выбора и сравнения разных производителей и моделей.

Обычно хорошие машины продаются быстро, так что есть смысл следить за появляющимися объявлениями в режиме нон-стоп. На «Юле», например, это можно сделать, скачав приложение на мобильный из AppStore или GooglePlay.

Но при этом не ждите чудес: едва ли кто-то будет продавать хорошую машину по цене ниже средней. Бывает, конечно, что человеку срочно нужны деньги, но почти всегда заниженная стоимость означает, что либо с машиной что-то не так, либо вы имеете дело с мошенниками. Определить юридическую чистоту авто можно еще до встречи с продавцом. Например, на «Юла Авто» можно бесплатно проверить его по VIN. По идентификационному номеру можно узнать историю ДТП, выяснить, не находится ли автомобиль в угоне, залоге или под арестом, а также не использовался ли он в качестве такси.

Как узнать перекупщиков и мошенников?

Для начала разграничим понятия. Да, и те, и другие хотят вас обмануть, но первые, в отличие от вторых, не всегда и не так сильно. По факту, перекупщики — это просто посредники, помогающие владельцу авто с его продажей, так что изначально никакого криминала тут нет. Если мне 25 и я не хочу тратить все вечера на встречи с потенциальными покупателями, я привожу машину на стоянку подержанных автомобилей, где ее в течение часа осмотрят, проверят — и тут же купят. Да, цена будет ниже рыночной, но это плата за скорость. Дальше моя машина пополнит ассортимент авторынка, а на порталах появится новое объявление — с уже вполне средней ценой. Другой вопрос, что перекупщики, имея серьезный опыт в области продажи бэушных машин, лучше умеют скрывать их недостатки и впаривать ведро по цене хрустальной вазы.

Мошенники же и вовсе могут забрать ваши деньги, не отдав автомобиль или отдав не тот, на который вы рассчитывали. Случаются ситуации, когда он вдруг оказывается дороже установленной суммы — но узнаете вы об этом, уже отдав часть наличных и не имея возможности их вернуть. Из подобных ситуаций адекватный выход только один — не попадать в них, а для этого, опять же, собирать всю возможную информацию еще до личной встречи с продавцом.

Если в объявлении плохие фотографии, их мало, а описание умещается в несколько фраз вроде «все ТО вовремя», «машина в идеальном состоянии», «все вопросы по телефону», — это повод насторожиться. Если вы все-таки решили позвонить, задавайте максимально конкретные вопросы. У какого дилера машина проходила ТО? Когда последний раз менялось масло? Какие детали заменены и где они куплены? Есть ли сервисная книжка, заказ-наряды и чеки? Оригинальный ли ПТС? Сколько владельцев в нем записано? Как долго хозяином является ваш собеседник — и хозяин ли он вообще?

Если вы не съели собаку на работе с активными продажами и если вы не гуру в покупке подержанных машин, бегите при первых признаках того, что перед вами не владелец. В любом случае не стоит ездить на первый осмотр с полной суммой: реальность может оказаться печальнее ваших представлений о ней, а продавец — более настойчивым, чем вы бы хотели. Лучше настройтесь на два захода и возьмите только задаток: его размер нигде не прописан, так что это может быть и 5000 рублей, которые, случись что, не так жалко потерять — чтобы сохранить остальные.

Как проводить проверку документов?

Первый и основной документ, который вам надо проверить, — это паспорт транспортного средства, ПТС. Для начала возьмите его в руки и внимательно рассмотрите, как денежную купюру: водяные знаки, голограммы, орнамент, рельеф. Что и где смотреть, подробно расписано по ссылке.

В идеале, это не должен быть дубликат. Его часто выдают при потере оригинала, но могу быть и другие варианты — от кредитных махинаций до желания скрыть количество владельцев. В общем, дубликат ПТС — это всегда риск. Оригинальный документ выдает таможня, если машина произведена за границей, или завод-изготовитель, если авто made in Russia. Дубликат делают через ГИБДД, так что если видим подобную отметку, либо сразу отказываемся от покупки, либо отчаянно торгуемся: бывалые автовладельцы утверждают, что только на этом факте можно скинуть с первоначальной цены от 10 000 рублей.

Посмотрите год выпуска авто — это важный фактор ценообразования. Даже если машина начала эксплуатироваться только через год после того, как сошла с конвейера, ее цена должна остаться верной дате рождения. Поймав продавца на желании сделать свою ласточку на год моложе, можно сторговать до 10% ее стоимости.

Не возвращая ПТС попросите паспорт продавца — убедитесь, что перед вами действительно владелец и чекните срок владения. Любой временной интервал короче года должен настораживать: либо перед вами перекупщик, либо с машиной что-то не так и хозяину не терпится расстаться с неудачной покупкой.

Можно изучить сервисную книжку, куда заносится информация о пройденных ТО и ремонте автомобиля, но она часто не показывает реальной картины. Более надежный вариант — связаться с официальным сервисным центром в том регионе, где зарегистрировано авто, и выяснить, как часто проводилось его обслуживание, вовремя ли менялись расходники, что ломалось и чинилось.

Как проводить визуальный осмотр?

Многие автолюбители советуют не выезжать на осмотр автомобиля без специально купленного или взятого у друзей толщиномера — чтобы проверять толщину краски и выявлять битые детали, но во-первых, их часто красят специально под прибор, а во-вторых, чем старше машина, тем меньше вероятность, что она никогда не попадала в аварии. Важнее оценить качество ремонта и выяснить, какие именно детали рихтовали и красили. Так, выправленная вмятина на крыле, по сути, не имеет особого значения, а вот если ремонт коснулся стоек или других несущих частей, есть вероятность изменения геометрии кузова. Результатом может стать неровное движение автомобиля, повышение нагрузки на двигатель, износ резины и ходовой.

Увидеть следы ремонта можно и невооруженным глазом, но для этого важно проводить осмотр в дневное время при естественном освещении и, разумеется, на чистом автомобиле. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, есть смысл перенести близкое знакомство с железным конем до изменения обстоятельств.

Не стоит верить и показаниям одометра — о том, что пробег можно скрутить, знают даже дети. Лучше присмотритесь к салону: потертости на руле, сидениях и пластике скажут об износе больше, чем цифра на приборе. Опять же, не стесняйтесь попросить продавца снять чехлы и коврики.

Лезем все глубже в поисках VIN. Не поленитесь заранее загуглить, где он находится у выбранной вами модели, — обычно либо под капотом, либо в салоне, реже — в багажнике. Чтоб все хорошенько разглядеть, возьмите фонарик или подсветите телефоном.Сверяем VIN с прописанным в ПТС. Если имеем дело с рамным автомобилем, ищем еще и номер рамы — он тоже прописан в ПТС и тоже должен быть чистым и читаемым.

Как проводить осмотр двигателя и несущих конструкций?

Если до этого вы никогда не видели автомобиль изнутри — никак. Доверьте эту миссию более опытному товарищу или отвезите машину на осмотр специалистам. Да, вы потратите лишние 2000 рублей, но будете избавлены от неприятных сюрпризов в будущем.

В сервис стоит ехать, даже если внутреннее устройство автомобиля вам знакомо. Но в этом случае вы можете провести предварительный осмотр — и возможно, сразу отказаться от покупки. Так стоит поступить, если вы видите подтеки и следы герметика на двигателе либо наоборот — он слепит глаза первозданной чистотой. Мотор должен быть грязным, но грязным равномерно.

Дальше смотрим на лонжероны — они должны быть одинаковыми по цвету с идеально ровными сварными швами, без следов деформации и рихтовки. Лонжерон — основной силовой элемент конструкции автомобиля — если он был поврежден, в надежности машины уже нельзя быть уверенным. Это значит: видите что-то подозрительное — бегите.

Если вы все же доехали до сервиса, задавайте конкретные вопросы: что уже износилось и потребует замены прямо сейчас? Что придется ремонтировать в перспективе? Во всех случаях выясняйте цену вопроса — если все-таки решитесь на покупку, сможете снизить цену, оперируя конкретными цифрами.

Отдельно попросите провести осмотр двигателя и диагностику электронной системы управления.

Узнайте больше о покупке подержанных машин на сайте «Юла Авто»