1077

Личный опыт: я организую киберспортивные турниры

Текст: Павел Чечулин Фото: Артем Голяков

29 апреля 2016 года Министерство спорта РФ снова внесло киберспорт в реестр официальных видов спорта. Практически сразу была восстановлена созданная еще в 2000-м Федерация киберспорта России, а в регионах прошли выборы локальных представителей новоиспеченной дисциплины. В Самаре одним из первых, кто принял бюрократический удар и начал работать в новой киберспортивной действительности, стал Михаил Комаров. Он уже более года проводит киберспортивные турниры под патронажем Министерства спорта РФ. По просьбе «Большой Деревни» Михаил рассказал, как Самара переживает киберспортивный бум, с чего все началось и к чему приведет в будущем.

Материал подготовлен при участии компьютерного клуба CyberGame.club

Путь из спорта в киберспорт

Началось все банально — с того, что мне подарили мой первый персональный компьютер. Это был 2004 год, и я только отказался от карьеры фигуриста. Решение было принято тупо из-за нехватки денег. В Самаре я добился максимума — стал кандидатом в мастера спорта. Дальше путь лежал в столицу, где нужно было на что-то жить, на что-то есть, — а этого «чего-то» у меня как раз и не было. Так я сменил коньки на клавиатуру и мышь, а все время, которое проводил на льду, стал посвящать играм. Тогда на пике популярности были Counter Strike 1,6 и Warcraft 3. Компьютерные клубы процветали, однако о киберспорте в том виде, в каком он существует сейчас, никто даже не помышлял. Была, конечно, тусовка, но закрытая, со входом только для своих. Поэтому я просто много играл дома, изредка выбираясь в компьютерные клубы с друзьями. Все изменилось спустя четыре года, в 2007-м, когда я поступил в университет и у меня появился интернет.

Михаил Комаров

С этого момента я переключил свое внимание на онлайн игры. Открыв для себя World of Warcraft, я буквально поселился там на четыре с лишним года. Так произошло еще одно важное событие в моей жизни — я влюбился во вселенные Blizzard (компания Blizzard — разработчик и издатель серий игр Warcraft, Starcraft и Diablo — прим. ред.) Пока я рубился в «вовку», компьютерные клубы постепенно вымерли, киберспорт вычеркнули из реестра официальных дисциплин, а сообщество разбрелось по домам. Однако, как оказалось, это было лишь затишьем перед бурей.

В 2014-м компания Blizzard анонсировала игру Heroes of the Storm. Тут надо пояснить, что с 2010 года DOTA была и до сих пор остается рупором киберспорта. На турниры по ней привлекались бешеные деньги, она собирала миллионы просмотров в интернете и именно на нее старались быть похожими все игры жанра MOBA. Heroes of the Storm тоже походила на ДОТУ, но привлекла меня сильнее, так как основывалась на персонажах предыдущих игр Blizzard, в том числе и «Варкрафта». Это была первая киберспортивная игра, которой я увлекся всерьез и надолго.

Одиночество в сети и начало пути

Спустя несколько месяцев соло игры в HoTS я понял, что одному играть скучно, и полез в сеть в поисках подходящего клана. Он нашелся быстро, но был довольно тухлый и малоактивный. Тогда я попросился в админы и, получив добро, начал думать как расшевелить народ. Идея пришла после моего знакомства с администрацией клуба Hive, где Женя Леонов — ныне мой хороший друг — делал мини-турниры по всем популярным в 2014-м играм: FIFA, DOTA2, Counter Strike, Mortal Kombat и другим. Мне очень понравился формат, который использовался на его мероприятиях: все просто приходили, разбивались на команды и играли. Никаких поисков игроков, тренировок и разминок.

Я решил попробовать перенести этот опыт к себе в клан. Сначала турниры проводились раз в неделю между участниками нашего паблика. Тогда нас было всего-то человек 100. Уже после третьего турнира количество участников увеличилось почти до 500. Однако, несмотря на популярность нового формата, клан вскоре развалился, а я подумал о создании своего собственного.

Так появился U.N.I.T.S. — сообщество игроков Heroes of the Storm и мой первый киберспортивный проект. В новом сообществе я проводил смешанные турниры уже каждый вечер. Несмотря на то, что они оставались бесплатными, я ввел систему внутриклановых рейтингов: лучшие игроки по итогам месяца получали от меня небольшие внутриигровые призы — чаще всего скины для героев Heroes of the Storm. Деньги — около 3000-4000 в месяц — я брал из собственной зарплаты.

Весной 2015 паблик перестал ориентироваться только на HotS, мы начали проводить турниры и по другим играм от Blizzard. Сперва добавили мега популярный Hearthstone, а затем и Starcraft. Турниры быстро набирали популярность, поэтому нас стали замечать всероссийские сообщества, такие как Tavern of Heroes. С ними мы делали мероприятия крупнее и дороже. Самым пиковым стал онлайн-турнир с призовыми 40 000 рублей, в котором участвовало более 500 человек. Это было первое серьезное киберспортивное соревнование, которое я провел.

Самарское отделение компьютерного спорта

Параллельно с онлайн-турнирами, я пробовал свои силы в проведении офлайн-встреч во все том же клубе Hive. Тем более, что там мне полностью доверяли и давали экспериментировать. В 2016 произошло несколько событий всколыхнувших все игровое сообщество. Сначала прошла новость об Алишере Усманове, который вложился в киберспортсменов из московской команды Virtus Pro. А через несколько месяцев Министерство спорта РФ внезапно вернуло киберспорт в реестр официальных дисциплин — и все завертелось. Тут же, уже директор клуба Hive, Женя Леонов подал заявку на аккредитацию и вскоре встал у руля становления самарского филиала ФКС.

Весь остаток 2016 года мы провели за составлением документации и заполнением форм. На турниры практически не оставалось времени, поэтому мы пропустили несколько крупных всероссийских соревнований — например, студенческую лигу. Однако на следующий год, когда с бумагами было покончено, мы, наконец-то стали официальным региональным отделением федерации компьютерного спорта в Самарской области. Женя занял пост руководителя, а меня назначили непосредственным организатором турниров.

Потом был второй сезон студенческой лиги, где нам доверили организацию региональных отборочных. Работала лига так: среди всех областных вузов, подавших заявки на участие — а их должно было быть не менее шести — проводились локальные отборочные. Сильнейший в регионе выходил на отборы в округ, после чего лучшие собирались в Москве для участия в финалах. Вузовские команды должны были принять участие в каждой из шести дисциплин: DOTA, Counter Strike, Heroes of the Storm, Tekken 7, Eternal и Hearthstone. Результат засчитывался по общим итогам выступления — иначе говоря, команда должна было иметь хорошие результаты по всем играм.

От Самары в лиге участвовали аэрокос, политех, связь, Железнодорожный и Сельскохозяйственный университеты и ВуИТ. Победили в региональных отборах ребята из политехнического, однако пройти дальше окружных соревнований им не удалось. По схожей схеме прошел и Чемпионат России, в котором я участвовал в качестве главного судьи по дисциплине Hearthstone. Кстати, судьи проходят специальный курс вебинаров и точно такую же правовую подготовку, как и судьи в популярных видах спорта.

Основываясь на опыте всероссийских соревнований, мы проводим и свои. Не так давно, в начале 2018-го, организовали чемпионат области. Главное, что изменилось после 2016 года, — любой игрок теперь может получить разряд по каждой из дисциплин. Для этого нужно регулярно участвовать во всех турнирах, которые внесены в реестр официальных киберспортивных мероприятий. Я собираю всю статистику выступлений — тут мне здорово помогает опыт управления моим кланом — и отправляю ее в Москву. Разряд, как и в большом спорте, станет визитной карточкой игрока, если им заинтересуются крупные команды. А это шанс попасть на Чемпионат мира.

Я часто с иронией вспоминаю свою историю с КМС по фигурному катанию: слава богу, сегодня, благодаря развитию социальных сетей и интернет-инфраструктуры в целом, выбиться в люди гораздо проще, чем 15 лет назад.

Будущее самарского киберспорта

Что будет еще через 15 лет, сказать сложно. Однако можно точно утверждать, что киберспорт и видеоигры в целом уже стали отдельным пластом культуры — собралась критическая масса людей, поколений, которые выросли на играх. Это, конечно, не повод почивать на лаврах, там более, если речь идет о России: отечественный крупный бизнес все еще с недоверием смотрит на перспективы вложений в киберспорт. Мы же своими турнирами создаем инфоповоды, которые привлекают внимание общественности, а это отличная площадка для рекламы.

Если говорить о Самаре, то хотелось бы видеть в городе не только коммерческие компьютерные клубы — а киберспорт сегодня начинается именно с них, но и арену, принадлежащую ФКС. Она нужна самарскому киберспорту не меньше, чем «Самара Арена» самарскому футболу. И на нее не нужно тратить всех этих миллиардов, верно? А ведь не только футбол сближает людей и заставляет собираться в одном месте. Своими турнирами мы не просто хотим вытащить горожан из квартир — мы хотим поменять их взгляд на саму игру. Я по себе понял, что простое задротсво заканчивается там, где начинается понимание механик игры, ее глубокое изучение и работа в команде. Так рождаются профессионалы.

Киберспортивный компьютерный клуб CyberGame.club

Победы, 113, тел. + 7 (846) 995-74-37

Сайт, вконтакте, инстаграм