1711

Что смотреть на выставке «Безумие Волги»

Сергей Баландин

28 августа в галерее «Виктория» открывается выставка «Безумие Волги», посвященная самарскому искусству 1970-2010 годов. Ее куратор Сергей Баландин рассказал о некоторых художниках, работы которых представлены в экспозиции, и объяснил, зачем на них смотреть. Знакомимся со знаменитым костюмом хомяка, в котором Илья Поляков терроризировал Ленинградскую, изучаем жуткую VR-инсталляцию и наслаждаемся лучшим (и единственным) сериалом о самарской богеме.

Валентин Пурыгин

Кто это:

Легендарный самарский художник, отличившийся эксцентричностью не только в искусстве, но и в жизни: он то считал себя лешим, то красил ботинки лаком, чтобы к ним прилипала листва, то изображал себя с рогами и хвостом, то собирал по улицам всякий мусор и приклеивал его к бумаге. Около десяти лет Пурыгин жил в Подмосковье, пытаясь добиться успеха в столице, и в итоге начал переживать жуткую ненависть к городу, его шуму и многолюдью. На выставке представлена графика именного этого периода.

Почему нужно смотреть:

Пурыгин — краеугольный камень самарского искусства, и на выставке становится понятно, что все современные художники города так или иначе с ним связаны.

Илья Поляков

Кто это:

Художник, поэт и журналист. Как художник был автором трогательных батиков, неординарным перформансистом и участником чужих громких перформансов. Вместе с Сергеем Кривчиковым (нынешним директором бара «Турбаза «Ветерок»), и подругой Екатериной Елмановой они создали арт-группу Art-poliss, звездившую в начале 2000-х. На закате художественной карьеры Поляков заполучил ростовую куклу хомяка и начал делать в ней репортажи, став самым эпатажным ведущим в истории самарской журналистики. В конце жизни зарабатывал, шатаясь в хомячьем обличьи по городу. Умер в 2018 году. На выставке будут представлены ранние батики Ильи, перформансы группы Art-poliss и легендарный костюм хомяка.

Почему нужно смотреть:

Полякова знала и ценила вся арт-тусовка города, и чтобы сойти в ней за своего, знать, что он сделал для самарского искусства, просто необходимо.

«Самарское общество дураков»

Кто это:

Друзья, выпускники исторического факультета, завсегдатаи Ленинградской, они собирались в 1989-1991 годах, чтобы посмеяться над советской властью. У общества был устав и правление, но в официальной регистрации им было отказано. Тем не менее, «дураки» успели завербовать в КГБ четырех человек, среди прочих делегаций поднести венок к памятнику Ленина в его день рождения, пройти в колонне демонстрантов 1 мая и провести по городу картонный танк на день революции. На выставке будут фотодокументации некоторых акций «Общества дураков» и их подруг из «Общества старых дев».

Почему нужно смотреть:

«Самарское общество дураков» — это самое начало акционизма в Самаре, а «Лента.ру» назвала его «первой смеховой партией» в России.

Андрей Сяйлев

Кто это:

Художник, экспериментирующий с городским пространством и благодаря этому попавший в твиттер Бэнкси, участник Российской триеннале музея «Гараж». В 2000-х он занимался исследованием мышления и представления: создавал пейзажи из описаний природы, а в работе, представленной на выставке, фиксировал поток сознания у себя в голове во время пробуждения.

Почему нужно смотреть:

Ранний Сяйлев — пример формалистической школы самарского искусства, которой больше нет, но которая больше всего котируется у московской арт-тусовки.

Илья Саморуков и Олег Захаркин

Кто это:

Культуртрегер и художник объединились, чтобы создать сериал о самарской арт-тусовке. Видеозаписи, собранные за несколько лет слежки за местной богемой, превратились в четыре серии об искусстве и веселье. Особые серии посвящены Дмитрию Гилену и Анфисе Доброходовой, которая тоже участвует в выставке.

Почему нужно смотреть:

Чтобы узнать всю изнанку жизни художника в «большой деревне».

Владимир Логутов

Кто это:

Художник из Самары, достигнувший наибольшей известности за ее пределами, номинант и лауреат множества премий. Отучившись на живописца, он «выстрелил» в середине 2000-х, создав цикл видео-артов, в которых вручную искажал в специальных программах время и пространство изображения. На выставке будут представлены два первых и самых известных из них.

Почему нужно смотреть:

Не так давно работы художника попали в коллекцию Третьяковской галереи, а благодаря выставке можно быть в теме, не выезжая из Самары.

Олег Елагин

Кто это:

Диджитал-художник и музыкант. Его персональная выставка проходила в «Арт-центре» на Мичурина, 90Ы, а работы демонстрировались по всему миру от Германии до Бразилии. Темой своего творчества он называет взаимопроникновения цифровой и физической среды. Елагин активно использует интернет и все последние технологии для гаджетов. На выставке покажут именно такое видео — созданное при помощи множества программ и приложений и при этом отсылающее к средневековому фольклору: «Смерть среди нас».

Почему нужно смотреть:

Ну хотя бы чтобы понять, что такое пост-интернет.

Михаил Горелов

Кто это:

Художник, стрит-артист, использующий в своем творчестве мотивы японской анимации и американскую психоделику. Вошел в самарское искусство со своим дембельским альбомом, в котором рисовал чудовищ и странных персонажей с длинными языками и щупальцами. В прошлом году Михаил впервые в самарском искусстве использовал технологии виртуальной реальности. Его VR-инсталляция «Внутренности» представляет собой мрачный и пустой парк развлечений, словно ожидающий лангольеров.

Почему нужно смотреть:

Горелов работает редко, но метко, так что застать VR-произведение художника точно стоит. Их покажут в галерее «Виктория» в день открытия, 1,2, 22 и 23 сентября и 6 и 7 октября.

28 августа, 19-00

Выставка «Безумие Волги» продлится до 9 октября

Группа вконтактеcайт