2374

Как это устроено: магазин Metro

Текст: Арина Гриднева Фото: Артем Голяков

Немецкая сеть магазинов Metro пришла в Россию в 2001 году и сразу обзавелась ротой поклонников — тысячи предпринимателей вступили в закрытый клуб с выгодными ценами и большим ассортиментом. Спустя три года Metro добрался и до Самары, а в 2013 году тут открылся второй магазин сети.

«Большая Деревня» поговорила с управляющей торгового центра Татьяной Галяутдиновой и выяснила, что изменилось за 17 лет работы компании на российском рынке и как варьируются цены в зависимости от объемов закупки, для кого создаются товары премиум- и эконом-сегментов, чем награждают любимых покупателей и самых ответственных поставщиков и в чем вообще фишка.

В чем идея

Первый магазин Metro пришел в Самару 14 лет назад и стал местом силы для владельцев отелей, ресторанов, кейтеринговых служб розничной торговли и других представителей среднего и малого бизнеса. В одной точке собрали товары всевозможных категорий, после чего предложили покупать их оптом и со скидками.

Metro ориентируется на закупки в больших объемах. За одной банкой кофе вы пойдете в магазин возле дома, а его владелец отправится в METRO и купит 200 штук за раз. При этом, если одна банка обойдется в 84 рубля, то покупка трех сократит цену до 75 рублей, а если в корзине окажется шесть единиц товара, стоимость каждой не превысит 69 рублей. Чем больше количество — тем серьезнее скидка. Звучит заманчиво, но чтобы стать частью клуба и попасть в магазин, необходимо предоставить пакет документов: ИНН и подтверждение статуса юридического лица. Только после этого вам вручат специальную карту и откроют доступ к бесчисленным стеллажам.

Изначально сеть работала только в формате Cash&Carry, что вынуждало клиентов приезжать в магазин лично и приобретать товар за наличный расчет. После оплаты приходилось ждать распечатку трехслойных счет-фактур, сертификатов качества и прочих бланков. Сейчас ситуация изменилась: заказ можно оформить онлайн, документы пришлют на электронку, а товар доставят в нужный магазин, ресторан или офис. Кроме этого, появилась масса способов рассчитаться: оплатить заказ дебетовой картой, кредиткой, оформить предоплату или вообще отсрочить платеж.

Как формируется ассортимент

Каталог Metro включает как продукты, так и другие товары. Можно затарить целый супермаркет, закупить множество изданий для книжного магазина или приобрести канцтовары и ништяки в офис. Если на региональном рынке появился продукт, которого в Metro еще нет, компания постарается отыскать производителя и восполнить пробел. Правда, при одном условии — товар должен соответствовать международным стандартам качества. Прежде чем заключить договор с поставщиком, специалисты проводят аудит и выезжают на производство, чтобы лично убедиться в высоком уровне всех внутренних процессов.

Локальным производителям Metro уделяет особое внимание. В магазине представлено более 120 местных поставщиков, в числе которых проверенные бренды — «Фабрика качества», «От Палыча» и Жигулевский пивоваренный завод.

Кроме того, торговая сеть производит собственную продукцию для разных ценовых сегментов и категорий бизнеса. Например, под маркой Metro Chef выпускаются премиальные продукты для владельцев ресторанов и отелей, а кофейни и бары используют бренд Rioba, который предоставляет большой выбор кофе, чая, соков, кондитерских изделий и молочных продуктов. За средними ценами отправляемся в категорию Fine Life, а максимально сэкономить поможет бренд Aro. Стоимость снижается за счет простой упаковки и полного отсутствия рекламы.

Как работают сотрудники

Первое время основной задачей команды торгового зала было вывезти товар со склада, выставить его на полку и прикрепить соответствующий ценник. Со временем торговые центры эволюционировали, и появились сотрудники, которые стали консультировать клиентов, предлагать им альтернативу премиальным товарам и знакомить с новинками. Например, эксперт по вину расскажет про оттенки вкуса напитков из разных стран, научит вдумчиво читать этикетки и даже посмеет угадать любимое вино, опираясь на ваш музыкальных вкус.

С покупателями контактируют и другие специалисты — например, команда доставки и отдел продаж. Последний делится на полевой и офисный: одни сотрудники выезжают к покупателю, анализируют ассортимент и предлагают варианты по его улучшению, а другие консультируют прямо в магазине.

Каждый торговый центр имеет своего специалиста по контролю качества — это человек, который отслеживает судьбу товара от момента поставки до момента продажи на кассе. Два раза в день менеджеры в отделах проверяют сроки годности продуктов и убирают товары с критичными показателями, чтобы полностью исключить просрочку на полках. Кроме этого, за качеством следит команда аудиторов, которая без предупреждения наведывается в магазин раз в год. Основные пункты, по которым точка рискует получить «нокауты» — это повреждение упаковки, отсутствие какого-либо товара в зале, несоответствие продукта этикетке и истекшие сроки годности. Двух недочетов на магазин достаточно, чтобы провалить аудит и заработать ряд наказаний.

В каждом торговом центре есть специалист по развитию франшизы «Фасоль» — это супермаркет от компании METRO, который при желании может открыть любой. Вам предоставят полноценную бизнес-модель с расчетом прибыли, рекомендациями по ассортименту, ценообразованию и маркетинговым активностям. Специалист проведет подробную консультацию, поможет запустить торговую точку и обзавестись постоянными клиентами.

Акции и скидки

В день рождения каждый клиент получает персональную скидку на все категории товаров, кроме алкоголя и табака, но есть шанс урвать бонус не только в праздники. Магазин постоянно мониторит клиентскую базу и спрос на продукцию. Если вы из месяца в месяц делаете покупки определенной категории товаров, вам пришлют персональный купон на скидку, чтобы сделать сотрудничество еще приятнее. То же произойдет, если интерес к одной из категорий резко пропадет: компания обеспечит дисконт на случай, если это случилось из-за цены.

Еще одна возможность сэкономить — чекать тематические промо-каталоги, каждый из которых включает больше 500 наименований и выходит каждые две недели. Прямо сейчас действует скидка на замороженные продукты. Например, цены на картофель-фри скинули на 30%.

Мероприятия

Для постоянных клиентов компания проводит ежегодные мероприятия. Одно из них — выставка Metro Expo, которая проходит в Москве. Федеральные и локальные производители устанавливают павильоны, предлагая посетителям оценить новинки и специальные предложения. Выставка длится три дня, все это время члены клуба Metro могут заказывать товары на специальных условиях — со скидкой до 60% в зависимости от категории. Завершается мероприятие гала-ужином и награждением лучших покупателей от каждого торгового центра. Победителям вручают статуэтки и памятные призы.

Второй масштабный проект — Metro Quality Award. Здесь награждают уже не клиентов, а поставщиков. Лучших отбирают отделы закупок и контроля качества. Главное — соответствовать международным стандартам, развивать линейку предлагаемых товаров и расширять географию поставок. В этом году обладателем награды стал Самарский булочно-кондитерский комбинат.

Все преимущества и особенности Metro можно оценить на дне открытых дверей, когда каждому новому посетителю выдают велком-карту и разрешают свободно разгуливать по магазину. Кроме того, можно урвать скидки до 50% на некоторые категории товаров. Ближайший день открытых дверей обещают организовать перед Новым годом.

Московское шоссе 18-й километр

Тел. +7 (846) 267-32-00

Уральская, 225

Тел. +7 (846) 379 18 00

Сайт

Материал подготовлен при поддержке