981

Что смотреть на выставке «Приручая пустоту»

Сергей Баландин

27 ноября в галерее «Виктория» открывается выставка «Приручая пустоту», посвященная современному искусства Урала за 50 лет, которую собрал художник и куратор Владимир Селезнёв. В экспозиции представлены работы более полусотни авторов, одни из которых нам совершенно незнакомы, другие — хорошо известны по всей России. Куратор галереи Сергей Баландин рассказал о некоторых художниках и объяснил, почему на их произведения стоит посмотреть.

Валерий Дьяченко

Выставка открывается работами Валерия Дьяченко. Это один из идеологов свердловского андеграунда. С друзьями по объединению «Уктусская школа» он с 1964 по 1974 год издавал самиздатовский журнал нового искусства «Номер» и был организатором первой «Экспериментальной художественной выставки» в 1987 году. В 1988-м, работая художником в театре, раздавал зрителям камни, чтобы бросать в актеров на спектакле «Иуда Искариот», а в начале 1990-х занялся иконописью и даже восстанавливал Верхотурский монастырь.

Эксперименты Валерия Дьяченко были чрезвычайно разнообразными: от сюрреализма до фотореализма. Его картина-текст «Чьё это облако?» и другие работы дали первые образцы, а в чем-то и предвосхитили живописные поиски московских-концептуалистов. Но более известны его натюрморты-обманки, в которых он скрупулезно воспроизводит предметы, лежащие на столе. На выставке представлены две такие работы с книгами советских политических деятелей. Разворот одной из них, «Мещанство и индивидуализм» Луначарского, можно прочитать прямо с холста.

«Уктусская школа»

Это группа свердловских художников и поэтов, который поставили своей целью продолжить искания русских футуристов, а в итоге стали пионерами визуальной поэзии в СССР и виртуозами самиздата. Они создавали самые разные образцы невербальной литературы. Так, например, Анне Таршис, бабушке современных зинов, известной под псевдонимом Ры Никонова и ставшей лауреатом премии Андрея Белого, принадлежит не только вполне себе литературное произведение «Студент Иисус», но и жестовые стихи.

На выставке представлены ее листы абстрактной графики, где фигуры превращаются то ли в персонажей, то ли в буквы неизвестного, биоморфного алфавита, а также плачущий автопортрет Сергея Сигея (Сергея Сигова), автобиография Евгения Арбенева и «Кровавые дожди» Зинаиды Гавриловой.

Евгений Малахин

Евгений Малахин вошел в историю Екатеринбурга как «панк-скоморох» Старик Букашкин, а также Акакий Кашкин, Народный Дворник и не только. А в истории российского андеграунда старший инженер «Уралтехэнерго» запомнился тем, что варил фотопленку и печатал получившиеся «снимки», занимался ломографией и граффити, разрисовывая стены и мусорные контейнеры, писал иконы эмалевой краской, организовывал «Картинники», и многим другим. После смерти художника в Екатеринбурге открыли его музей, где хранится одна из самых больших коллекций независимого искусства Урала.

Букашкин придумал «теорию помойки», где утверждал, что любой мусор — искусство, и всякую былинку воспринимал как сакральную. На выставке будут представлены несколько его рельефов-икон, вырезанных из древесных отходов, из серии, которую он сам называл «Иконографика».

Николай Федореев

В 1980-е годы Перестройка и Гласность сподвигли художников искать новые средства для политического искусства. Николай Федореев стал использовать плакатный стиль, соединив его с ассамбляжем и создав серию ярких, рельефных и отчасти сюрреалистических работ. При этом за злободневность тем художник считал себя реалистом.

На выставке представлена его работа «Коммунист Борис Ельцин» 1988 года. Из-за выступлений Ельцина годом раньше на пленуме Политбюро, где он критиковал руководство партии и Михаила Горбачева лично, двухметровый портрет, сделанный из фанерных ящиков, комиссия велела убрать с групповой выставки. Федореев отказался, и в знак поддержки часть художников пригрозила снять свои картины с выставки, если она откроется без него.

Александр Шабуров

Шабуров известен как участник арт-группы «Синие носы», которую в 1999 году организовал вместе с Вячеславом Мизиным. До этого художник активно экспериментировал с фотоаппаратом и даже получил звание Малевича русской фотографии после того, как сделал серию снимков, не снимая крышки с объектива. Работа фотографом в морге наложила на его творчество заметный отпечаток. В частности, он очень много занимался постмодернистским протоколированием действительности. Например, сделал фотосерию «Перечень окружающих меня предметов, составленный 19 октября 1989 г.»

На выставке можно будет увидеть цикл «Моя ежедневная дорога от дома до остановки автобуса. Фото через каждые 15 шагов. 14 августа 1988 г.», а также серию «Шабуров Саша Христос», в которой художник пародировал главу популярной в начале 1990-х секты «Великое белое братство» Марию Деви Христос, подставляя под ее имя самые разные культовые образы — от Шанель № 5 до «Рабочего и колхозницы».

«Куда бегут собаки»

Арт-группа «Куда бегут собаки» — объединение художников, которые одни из немногих в России работают с высокими технологиями, датчиками движения и искусственным интеллектом. Когда-то в галерее «Виктория» проходила их выставка, где показывали аппарат, создающий фоторобот по запаху, и миску с ртутью, которая моргала, наблюдая за зрителями. В этот раз объект «Мичурин» на моторчике будет в режиме реального времени скрещивать портреты Станиславского и Склифосовского.

Тимофей Радя

Пожалуй, самый известный стрит-артист в России — выходец из Екатеринбурга Тимофей Радя. Его масштабные инвайронменты и запоминающиеся тексты стали невероятно популярны, и игнорировать его, говоря о современном российском искусстве, просто невозможно. В 2013 году он построил карточный домик из металлических полицейских щитов, а в другом проекте вырезал на них статьи Конституции РФ.

На выставке покажут фотодокументацию одной из работ художника, которую он сделал на опорах Макаровского моста в Екатеринбурге.

«ЖКП»

Арт-группа «ЖКП», или «Жизнь как перформанс» уже успела наделать шуму и на Волге, устроив скандал на Ширяевской биеннале: художники вернули организаторам деньги, залив их эпоксидной смолой. Кроме разнообразных объектов, акций и граффити, одним из направлений их творчества стало экспериментирование с формами монетизации искусства. С прошлого года они проводят в разных городах аукцион «Кости», где число выпавшее на игральных костях определяет цену работ: например, если покупатель соглашается купить работу за три кубика, то стоимость работы может варьироваться от 111 до 666 рублей.

На выставку в Самаре привезли БанкомАрт, аппарат, который выдает произведения искусства в обмен на купюры — возможность одновременно приобщиться к прекрасному и оставить на память сувенир с Урала.

27 ноября вход свободный. Вход в остальные дни — 200 рублей и 100 по льготному билету. Выставка продлится до 20 января