1047

Как это устроено: детский музей «Зеленка»

Текст: Анна Хмелёвская Фото: Полина Дрожжина

«Зеленка» — детский проект музея Модерна, идея которого возникла еще в 2012 году, но открылся он только в 2017 — и сразу полюбился посетителям. Это неудивительно: на экскурсиях дети напрямую взаимодействуют с экспонатами и познают мир через собственные ощущения, а на тематических занятиях учатся рисовать «как Уорхол». Надо сказать, что экспозиция в «Зеленке» призвана порадовать вообще всех — детей, которые только научились манипулировать предметами, их родителей и просто взрослых, которые хотят окунуться в детство и начать снова восторженно удивляться. Побывали в музее и рассказываем, как выглядят «комнаты чувств», кто над ними работал и зачем они нужны.

МЕЧТА О ДЕТСКОМ МУЗЕЕ

Идея о создании «Зеленки» возникла еще при основании музея Модерна — в 2012 году. Команде музея хотелось рассказать людям не только о Курлиных, в чьей усадьбе расположились экспозиции, но и об Александре Зеленко — проектировщике здания и главном архитекторе Самары до 1900 года. Впрочем, весь мир знает его еще и как педагога и музейного просветителя. В 1903 году Александр Устинович отправился в кругосветное путешествие, а после написал книгу «Детские парки» об отношении к детям в музеях по всему миру и даже придумал собственный музей, где ребенок мог бы взаимодействовать со всеми экспонатами. Зеленко описал несколько помещений, в которых дети могли бы изучать мир через чувственное восприятие: комнаты света и тьмы, запахов и ощущений, цвета и формы, звуков и шумов.

Для «Зеленки» идеально подходил лекционный зал музея Модерна на 250 квадратов, который редко использовался по назначению. Но на реализацию проекта не хватало средств: в 2014 и в 2015 годах команда безуспешно отправляла заявки на гранты, а в 2016 выиграла 2 миллиона рублей от фонда Потанина в номинации «Музейный старт». На эти деньги в помещении сделали ремонт и оборудовали его интерактивными экспонатами.

Михаил Савченко

руководитель проекта

Мы немного перепридумали идею Зеленко: у нас не было места для нескольких комнат, поэтому мы организовали пространство как однокомнатную квартиру. С проектированием нам помогла художница Настя Альбокринова. Здесь есть все, что можно найти в каждом доме, а экспонаты встроены в интерьер — например, комнатой света и тьмы стал огромный шкаф.

ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА

Дети стучатся в дверь «квартиры», а затем проходят маршрут с экскурсоводом. При этом все экспонаты видны сразу и находятся повсюду: на каждой стене и по центру зала — вопрос только в том, как с ними взаимодействовать. Например, в том самом шкафу света и тьмы можно устроить театр теней, посмотреть на звездное небо и понять, почему при равномерном освещении красной, синей и желтой лампочками свет становится белым. В блоке, посвященном цвету и форме, можно на примерах картин увидеть, как художники используют специальные приемы: изображают лестницу в форме ракушки, а платье в форме цветка.

В чулане дети найдут старые чемоданы и попробуют по запаху определить, что в них хранилось — книги, мандарины или зубной порошок. Также есть тест на ощущения: посреди «квартиры» в закрытых отделениях комода лежат разные предметы, олицетворяющие лес, горы или море, — детям предстоит вслепую засунуть руку в каждый ящик и понять, с чем они имеют дело: с шишками и хвоей, прибрежной галькой или камнями, напоминающими горы. Есть и уровень посложнее: в отделениях комода upper intermediate лежат различные фигуры — круг, пирамида, куб, а детям нужно подобрать к ним признаки — например, указать, какой предмет кажется им более мокрым или, скажем, шершавым, чем остальные.

Если покрутить вентили у труб на стене, можно услышать, как звучат телеграф и печатная машинка. Трубы ведут к душевой кабине, а в ней установлен экспонат «Радио планета»: поворачивая кран, из самого душа слышишь звуки мира — от подводных до космических.

Экскурсии длятся в среднем по 40 минут, стоят по 250 рублей и проходят каждый день, кроме понедельника. В субботу — день свободного посещения: дети вместе с родителями могут останавливаться на каждом интересующем их экспонате сколько угодно. По всему музею висят подсказки для мам и пап: в них написаны явления, которые представлены в экспозиции, и даже вопросы, которые можно обсудить с детьми в каждой из комнат.

Наталья Суботина

экскурсовод

С детьми мы общаемся на равных, а экскурсия — это сплошные вопросы, которые я им задаю, — например, «чем пахнет утро?». Придумывание образов и настроений отлично помогает в развитии фантазии.

Вообще «Зеленка» рекомендована с 6 лет, но к нам приходят и трехлетки, а в дни свободного посещения приводят совсем маленьких — как только они научились манипулировать предметами, им есть чем у нас заняться.

КАРТИНЫ «КАК У УОРХОЛА»

По субботам в «Зеленке» проходят занятия «Зеленые усы Моны Лизы» для детей от 5 лет, каждое из них посвящено одному из художников XX века. При этом «Усы» не набирают группу — ребенка можно привести в любой момент курса. Одно занятие обойдется в 250 рублей.

Наталья Субботина

Сначала мы знакомимся с детьми, рассматриваем работы художника, а затем дети воссоздают его технику в своей работе. Например, для произведения «как у Уорхола» нам нужно было сделать печать и продублировать изображение. Сложнее пришлось на занятии по Поллоку: мы расположились на полу и использовали технику дриппинг — разбрызгивали капли краски по листу. После того, как работа окончена, каждый из ребят представляет свою картину и рассказывает, что на ней изображено.

Кроме «Усов» свои занятия также проводит архитектурная студия «Мельница», там проектируют мосты, стадионы, районы небоскребов, а затем создают макеты, используя бумагу, ножницы, проволоку, краски.

В декабре и на зимних каникулах театр Артема Филипповского «Место действия» проведет в «Зеленке» спектакль по «Стране ОЗ». Именно проведет, а не покажет, так как постановка будет встроена в экспозицию, а дети станут ее участниками.

График работы музея — по ссылке

Красноармейская, 15, тел. +7 (846) 333-24-98

Сайт, вконтакте, инстаграм