1091

Личный опыт: как я стал стримером

Текст: Павел Чечулин Фото: Анастасия Тихомирова

В 2011 году практически никому не известная студия Justin TV запустила Twitch — сервис для каста компьютерных игр в сети. Платформа предлагала игрокам не просто общение, но и возможность демонстрировать свой игровой процесс и записывать обучающие ролики по киберспортивным играм. Идея так понравилась гейм-сообществу, что уже в 2014 году сервис был выкуплен компанией Amazon почти за миллиард долларов, а количество пользователей, ежедневно посещающих Twitch, перевалило за 15 миллионов. Идея играть и стримить любимые игры, получая деньги от благодарных зрителей, заманивает на площадку все больше и больше геймеров. Вместе с киберспортивным клубом CyberGame.club расспросили самарского стримера Кирилла Буторина, так ли просто зарабатывать на интернет-трансляциях и почему люди готовы смотреть, как он играет в игры.

Обучение с погружением

Я геймер со стажем: компьютерными играми начал увлекаться еще со времен величия Warcraft и Quake. Мне всегда больше нравились командные игры, поэтому я могу понять, что многим не хватает одного только игрового процесса — людям всегда нужно что-то обсудить, придумать тактику на бой, обменяться советами и не только. До появления и развития социальных сетей главным хабом для геймеров были компьютерные клубы — народ собирался там чуть ли не каждый день. Общаться с единомышленниками прямо в процессе игры — это нереально круто.

С 2006 года в России заработал видеохостинг YouTube, где в том числе появились ролики с первыми гайдами и руководствами по играм. А через какое-то время видеоблогеры начали продвигать Twitch. Преимущества новой площадки были очевидны: теперь ты не просто смотрел ролик по какой-нибудь игре, а мог в реальном времени попросить комментарий или просто пообщаться со стримером и другими зрителями.

Кирилл Буторин

Это было действительно классно — полный интерактив. Я начал активно общаться с одним украинским стримером Zlofany, со временем подружился с ним и даже взялся приглядывать за чатом на его канале — нужен был человек с правами модератора, чтобы банить особо токсичных пользователей. Таким образом я стал разбираться в тонкостях ведения twitch-канала, учиться разговаривать со зрителями, а главное, вникать в технические моменты стриминга.

Первые шаги по Twitch

Набравшись опыта у Zlofany, я пришел к мысли, что тоже хочу попробовать стримить, и столкнулся с первой проблемой — покупкой компьютера. Для стримера это самая затратная часть, потому что машина должна быть мощной. Если обычный игрок может пойти на компромисс и сэкономить, к примеру, на видеокарте, то стримеру так сделать нельзя: трансляция на Twitch сама по себе нагружает систему, не говоря уже о требованиях самой игры.

С 2014 года покупка компьютера стала еще более проблематичной из-за растущего курса доллара, а в 2016-м в дело вмешались майнеры, которые пачками скупали бюджетные видеокарты, тем самым запуская их цены в космос. В итоге комп обошелся мне в 50 тысяч рублей — и я не хотел даже думать о том, что еще полгода назад его можно было купить вдвое дешевле.

С выбором первой игры для стримов мне помогло самарское сообщество по Heroes of the Storm — еще одной игры по мотивам Warcraft. Я посещал турниры по ней в клубе Hive, играя за полупрофессиональную команду, и как-то раз поделился с тиммейтами, что начинаю стримить. Ребята рассказали об этом админу, а тот попросил меня помочь с трансляцией турнира. Я согласился, и проведя несколько эфиров, окончательно понял, что хочу и могу стримить больше. Тогда я отказался от участия в турнирах и стал посвящать своему каналу все свободное время.

Пожалуй, главным качеством, которое помогло мне на старте, стало умение говорить с самим собой. На первых порах посетителей было мало или не было совсем, поэтому и общаться было не с кем, но я понимал, что потенциальный зритель никогда не задержится на канале, ведущий которого молчит. Да, первые трансляции получались скучными и сумбурными, но уже через месяц я завоевал внимание первых фолловеров. А как-то раз один западный стример, заканчивая эфир, отправил ко мне на канал всех своих зрителей (на twitch предусмотрена такая функция — прим. ред.), после чего пожелал им выбирать каналы по качеству контента, а не по откровенности наряда девушек-стримеров. Я, кстати, тоже не одобряю такой подход: нужно играть по правилам и не эпатировать молодую аудиторию вульгарными костюмами или поведением вроде стримерши Карины. В общем, в итоге я заполучил несколько сотен подписчиков и почувствовал себя частью стримерского братства.

В целом продвижение twitch-канала без покупки рекламы и обнаженки выглядит так: ты ходишь по чужим стримам, общаешься с людьми и ненавязчиво предлагаешь свой канал. На трансляциях стараешься запомнить всех по именам — людям такое нравится — и не затыкаешься ни на минуту. Сам же канал — это не СМИ и даже не блог, — это большая комната для друзей. Зритель как бы ходит из одной в другую и остается в той, где ему комфортнее всего.

Оскорбления от фолловеров и выбор тем

Сейчас на моем канале полторы тысячи человек. На трансляции ходят по разному: иногда десять зрителей, иногда триста. Все люди разные, поэтому и темы затрагиваются абсолютно непредсказуемые. Чтобы нормально стримить, нужно быть либо психологом, либо абсолютно непробиваемым: в любую минуту на канал может ворваться человек и назвать тебя говном или как-то упомянуть твоих родителей. Я к такому отношусь спокойно: в интернете свой стиль общения, оскорбления — это часть языка, а обижаться — вообще последнее, что нужно делать. Все равно как на рэп-баттле один из рэперов обиделся бы на другого.

Определенной тематики у моего канала нет, игры я выбираю на свое усмотрение — убежден, что это не самое важное для зрителя, — он приходит общаться. Многие вообще не смотрят, что происходит на экране, а только слушают как фон к каким-то своим делам. Вот и получается, что ты и аудиоподкаст ведешь, и ТВ-шоу, и еще отвечаешь на вопросы — в общем, очень круто! За этим люди и приходят на twitch — за свободой в общении. Решил обсудить игру или кино? Хорошо! Хочешь похейтить новый бургер в «Бургеркинге»? Пожалуйста! Никто тебя не ограничивает в высказываниях, а все, что сказано на стриме, остается на стриме. Из тем в стороне остается только политика: ее, видимо, стало так много, что людям нужно информационное убежище, и мой канал в числе прочих берет на себя такую роль.

Честно признаться, я и сам использую его таким образом: технически стрим должен длиться не менее двух-трех часов, но частенько, за общением с подписотой время бежит незаметно: как-то раз я сел стримить рано утром, а закончил уже в ночи — не заметил, как пролетело больше двенадцати часов. Самое интересное, что я даже не почувствовал усталости — настолько интересным был стрим для меня самого.

Возможность заработка и перспективы

Часто бывает, что люди закидывают деньги. Суммы самые разные — в среднем несколько сотен за стрим, но иногда прилетает и больше. Максимальный донат, который я получал, — 7000 рублей. Я отношусь к этим деньгам, как к зарплате, а не как к милостыне: я занимаюсь оформлением, трачу на стримы свое время, часто ночами сижу. Думаю, зрители это тоже понимают и поэтому донатят. Конечно, это не основной мой заработок — есть постоянная работа в технической поддержке. Однако я уверен, что со временем доход от стриминга будет расти — хотя бы потому, что я вкладываю в это дело душу, отношусь к каналу, как к маленькому бизнесу. Даже когда делал ремонт в квартире, специально планировал использовать балкон как кабинет для стриминга — согласовывал с женой этот вопрос.

Я часто слышу, что люди не могут начать стримить из-за противодействия семьи. Мне с этим повезло: супруга разделяет мой оптимизм и относится с пониманием, когда я весь вечер я сижу перед монитором. Мы оба допускаем, что мое хобби в любой момент может превратиться в работу. Посмотрите, сейчас у турниров по киберфутболу аудитория не меньше, чем у реальных матчей. Индустрия развивается, и кто знает, где завтра может пригодится опыт ведения интернет-трансляции, — я от этого чувства предвкушения просто тащусь.

Хоть пока еще и не могу назвать себя профи в стриминге, самое ценное я уже получаю — это понимание того, что передо мной живая, подвижная аудитория, размер которой полностью зависит от моих усилий. А еще очень круто чувствовать, что ты поднял настроение какому-нибудь чуваку за тысячи километров от тебя.

Киберспортивный компьютерный клуб CyberGame.club

Победы, 113

Тел. + 7 (846) 995-74-37

Сайт, вконтакте, инстаграм

Материал подготовлен при поддержке