767

Мнения: как стать киберспортсменом

Саша Пономарев

Киберспорт уже давно перестал быть занятием «для своих». Теперь это многомиллионная индустрия со собственными звездами, зрелищными турнирами и огромным сообществом. С каждым годом конкуренция здесь только растет, а в игровые капсулы садятся все новые и новые ребята. Чтобы облегчить задачу начинающим игрокам, «Большая Деревня» совместно с компьютерным CyberGame.club нашла тех, кто так или иначе причастен к движению, и выяснила, почему карьеру про-геймера нужно начинать как можно раньше, как найти свою первую команду и почему в «Доте» сейчас всех рвут математики.

Евгений Rikitikitavi Занин

24 года, чемпион России по Hearthstone, участник отборочных на BlizzCon

Самое главное, что должно быть у игрока в «Хартстоун» — развитое логическое мышление и умение находить решения в нестандартных ситуациях. Но с другой стороны, можно просто выучить все комбинации карт и условий и играть по заданному шаблону.

Отличие профессионала от любителя в том, что он играет на результат: у него есть четкая цель, и он к ней идет. Еще он никогда не пропускает турниры, даже самые маленькие, всегда и везде ищет возможность поиграть.

Для мне Hearthstone это как работа с ненормированным графиком: хочешь, проработай 8 часов подряд и иди по своим делам или разбей рабочий день на части. Я уже полгода не занимаюсь ничем, кроме игры: учиться закончил, и пока не работаю, стараюсь жить на призовые. Я играю в среднем от 5 до 16 часов в день. Бывает, встаю утром, стримлю на «Твиче» до вечера, потом еще играю после трансляции и ложусь спать. Для меня Hearthstone — как чистка зубов или курение: очень сложно прожить день, ни разу не зайдя в игру.

Есть мнение, что HS — это игра, которая требует очень много денег, но это не так

Вообще для успеха в HS проводить много времени за компом вовсе не обязательно. Я видел случаи, как простые работяги, играющие разве что по вечерам, попадали на главный турнир по дисциплине — BlizzCon. Конечно, раньше существовала система ладдера (рейтинга — прим. ред.), в котором, по хорошему, надо было сидеть круглые сутки, но со следующего года она поменяется, и можно будет зарабатывать очки исключительно на турнирах.

Есть один хороший метод тренировки мышления: смотришь матч про-игрока и пытаешься предугадать, как он пойдет в следующем ходу. Прикидываешь сам, какой мув в этой ситуации хороший, а какой не очень. А потом наблюдаешь, какой ход киберспортсмен делает в реале, и запоминаешь его решение — так начинаешь видеть игру шире.

Сам я редко разбираю записи турниров — для меня это довольно скучно, лучше сыграю еще несколько игр в ладдере и получу реальный опыт. Но в идеале смотреть свои игры и игры профессионалов можно и нужно, поскольку так количество твоих мисплеев (ошибок во время игры — прим. ред.) уменьшиться. Еще эффективнее найти хорошо играющего чувака, чтобы вместе с ним собирать колоды и анализировать матчи друг-друга.

Когда злишься, начинаешь чаще проигрывать, допускать мелкие ошибки — и злиться от этого еще больше

Если у новичка есть несколько лишних тысяч рублей, полезно потратить их на уроки про-игроков — они часто ими подрабатывают. Во время таких занятий тебе расскажут вещи, которых точно нет в интернет-гайдах, и до которых ты сам вряд ли додумаешься.

Вообще есть мнение, что HS — это игра, которая требует очень много денег, но это не так. Я, к примеру, за четыре года игры вложил в нее всего около пяти тысяч — и то, просто перевел их на азиатский аккаунт, чтобы там быстрее сыграть турнир. А на раннем этапе не потратил ни копейки — у меня просто не было такой возможности.

Когда ты только начал играть и у тебя еще нет ни карт, ни опыта, ни денег, просто играй в арену. Для комфортной игры там ничего не требуется — ты просто фармишь себе паки карт. После того, как собрал коллекцию, уже можно идти играть в режим рейтинга.

Hearthstone — это такая игра, которой невозможно не гореть

Hearthstone — это такая игра, которой невозможно не гореть, она очень сильно действует на нервы. Но когда злишься, начинаешь чаще проигрывать, допускать мелкие ошибки — и злиться от этого еще больше. Поэтому если чувствуешь, что что-то идет не так, лучше не играть часа 2-3, а потом успокоиться и сесть с новыми силами.

Считаю, что надо поддерживать себя в форме, чтобы не стать, как стримеры, которые быстро толстеют из-за того, что постоянно сидят за компами и ничего не делают. Я, например, недавно начал ходить в зал.

Если за год игры в Hearthstone ты не берешь «легенду» или топ-100 — то тебе стоит призадуматься, надо ли пытаться идти в киберспорт. Многие играют по пять лет и говорят: «Я не могу взять „легенду“, потому что мне не везет», — такие люди просто не хотят видеть своих ошибок, им уже ничего не поможет. Апнуть «легенду» на самом деле очень просто.

Алексей lehazor Зверев

22 года, занял второе место на Чемпионате России по CS:GO

Если человек решил стать киберспортсменом, надо начинать как можно раньше: на турнирах уже играют 14-летние ребята, которые за счет своего рвения перестреливают 20-летних про-игроков. При этом на одном таланте далеко не уедешь — даже если у человека есть способности к киберспорту, ему все равно нужно тренироваться как минимум по 5 часов в день. Я рекомендую качать личный скилл по 2 часа, а командный — по 6-8 часов.

Сейчас я уже вне киберспорта — нашел девушку, но во времена моей карьеры я обязательно бегал по утрам. После пробежки становилось легче тренироваться на протяжении всего дня. Да и вообще, больше 5 часов подряд трудно усидеть — голова плавится.

Скилловый игрок — это просто человек, который умеет стрелять и водить мышкой. Настоящий профессионал способен принимать решения, порой отходящие от норм, у него каждый шаг продуман.

Если у вас что-то получается в традиционном спорте, то ни в коем случае не идите в видеоигры — можете потерять все

Лично я набивал личный скилл в CS:GO играя в режиме Deathmatch и на Aim-картах, убивая там ботов кучами. Также могу порекомендовать серф-карты — на них оттачиваешь не стрельбу, а движение. Еще полезно смотреть повторы матчей, следя за одним про-игроком — подмечаешь его грамотные «мувы», тайминги и решения, и неосознанно начинаешь применять их в игре. Постоянно изучая стиль игры лучших, сам становишься более подкованным на турнирах.

На про-уровне каждый знает свое место в команде. Например, капитан может стрелять слабее всех, но на нем лежит ответственность за принятие основных тактических решений. Я, наоборот, стрелял хорошо, но был не силен в стратегии: мне было проще послушать и сделать, чем продумывать все самому.

Даже к самой простой игре надо подходить максимально сосредоточенно

Если у вас что-то получается в традиционном спорте, то ни в коем случае не идите в видеоигры — можете потерять все. Я в свое время променял самбо на «Каеску», и в итоге остался ни с чем. На учебу тоже забивать не стоит: если в киберспорте ничего не получиться, без образования вы отправитесь на помойку. Пришел с учебы, сделал уроки — и вот тогда играй хоть до ночи.

Мне кажется, я в свое время относился к обычным матчам недостаточно серьезно: бегал, веселился, не выкладывался на полную. Сейчас понимаю, что если ты хочешь чего-то достичь, даже к самой простой игре надо подходить максимально сосредоточенно — никакого фана, только стремление к победе.

Вадим sedoy Мусорин

26 лет, бывший игрок состава Virtus.Pro по Dota 2, заработал 60 тысяч долларов на киберспорте

Успехи в киберспорте зависят от твоего желания — чем больше ты уделяешь время чистой практике, тем лучше будешь играть. Раньше можно было тратить на это меньше времени, потому что не было такой жесткой конкуренции, но теперь, если ты хочешь чего-то достичь, оптимально отыгрывать по 15 матчей в день, то есть проводить за компом около десяти часов. Конечно, надо делать перерывы между играми: сыграл 6-7, развеялся — погулял пару часов или побегал на беговой дорожке, как делаю я. Также придется смириться с тем, что не будет хватать времени на общение с родными и друзьями, — это цена хорошей игры.

При этом я никогда не заставляю себя играть: игра против воли — пустая трата времени.

Что касается прокачки скилла, я считаю, что новичкам полезнее смотреть не за матчами профессионалов, а за своими играми. Наблюдая за собой, ты быстрее поймешь, что делаешь не так, и исправишь ошибки.

В «Доте» важнее проводить время с командой, чем играть соло. Надо постоянно общаться со своими тиммейтами, обсуждать насущные моменты, отрабатывать тактики. Мой основной рост как игрока произошел именно в командных играх.

Важно встречаться с командой и в реальной жизни

Чтобы найти достойную команду, у тебя должно быть не меньше шести тысяч ММР (соревновательный рейтинг игрока, который выдается за победы, — прим. ред.). Ниже этой планки, я думаю, даже пытаться особо не стоит. Кроме того, нельзя играть на всех героях поряд — выбери себе роль и становись в ней как можно лучше. Сейчас выгодно быть саппортом, потому что хороших игроков поддержки довольно мало, и команды разбирают толковых «сапов» на раз-два. Еще важно посещать LAN-турниры и компьютерные клубы — там ты сможешь познакомиться со своими будущими товарищами по команде.

Потом тоже важно встречаться с командой и в реальной жизни. Тимбилдинг при личных встречах гораздо эффективнее, потому что вы чувствуете энергетику друг-друга, быстрее сыгрываетесь.

Михаил Комаров

29 лет, главный судья Федерации Компьютерного Спорта Самарской области

В игровой талант я не верю — есть только предрасположенность: кто-то в шутеры лучше играет, а кто-то в «мобу». Да и то, достигнуть успеха поможет только систематический подход к делу, а не какой-то там абстрактный «дар». Предрасположенность решает только в самом начале и в конце, когда ты уже звезда мирового уровня.

Скилл развить может каждый, но чтобы достичь реального успеха в любом спорте, надо тратить колоссальное количество времени. Это я говорю как человек, получивший КМС в фигурном катании. Нельзя играть от случая к случаю: если ты хочешь пробиться на про-уровень, ты должен построить определенный цикл игровых сессий, который со временем не меняется.

Решив стать киберспортсменом, человек должен заранее знать, в какой игре он хочет развиваться. Я наблюдал за про-игроками, которые вдруг решили сменить дисциплину — с ними ничего хорошего не происходило, они просто теряли свой уровень.

Настоящий спортсмен практикуется даже вне игры

Киберспорт — это такая вещь, в которой можно вырасти моментально. Пример тому — игрок из Пакистана SumaiL, ставший чемпионом самого престижного турнира по Dota 2 в 16 лет. Короче, это спорт молодых. После 25 лет почти никто не играет — остаются только те, кто тащит опытом.

Оптимальное время для перехода из игрового увлечения в осознанный киберспорт — 16 лет, потому что именно в этом возрасте появляется такое понятие, как «ответственность»: подросток сталкивается с экзаменами и первой работой. В результате 16-летний геймер будет меньше давать слабину и лениться, чем игрок помладше. Высокое самомнение и низкая ответственность — главные ошибки начинающих кибератлетов.

Настоящий спортсмен практикуется даже вне игры: сидит в геймерских чатах, читает гайды, находит новую информацию и смотрит записи матчей на телефоне. При этом нужно учиться четко планировать время: профессиональный игрок должен уделять его не только практике и аналитике, но также учебе-работе и семье. Нужно уметь говорить «нет», управлять своими желаниями и эмоциями. Например, ты отыграл пять матчей по своему расписанию и выиграл из них четыре. Ты воодушевлен, хочешь рвать соперников дальше, но говоришь себе «нет», и идешь просматривать свои прошлые игры или делать уроки, тем самым не выбиваясь из цикла.

Важно принимать турнирные игры как практику, анализировать их и делать работу над ошибками

Некоторые увлеченные киберспортом люди тратят по 8 часов в день только на практику — я считаю, это неправильно. Если у тебя есть столько свободного времени, то лучше пять часов отдать практике, два часа анализу, и час поиску полезной информации в сети или общению с другими, более опытными игроками.

Не менее важно уметь анализировать ситуацию вокруг. Киберспортсмен должен вдумчиво оценивать себя и своих тиммейтов. Это поможет, к примеру, предотвратить ситуацию, в которой один из членов команды начинает смотреть на всех остальных свысока.

По-хорошему, надо чувствовать механику и мету игры в целом, а не тупо набивать руку на парочке героев в «Доте» — если их забанят, ты ничего не сможешь сделать. Профессионал отслеживает все изменения в игре и на основе данных формирует конкурентоспособную тактику.

Желательно устраивать товарищеские матчи с другими командами

Найти тиммейтов не сложно: есть много пабликов, тематических форумов и сообществ. Там и надо искать себе друзей, подходящих по скиллу. Дальше команде обязательно нужен капитан — это человек, обладающий лидерскими качествами, умеющий принимать решения и налаживать отношения внутри коллектива.

Прежде чем команда начнет выступать на турнирах, ей надо сыграться — это может занять и месяц, и полгода. Желательно устраивать товарищеские матчи с другими командами и собираться с тиммейтами в компьютерных клубах. Важно принимать турнирные игры как практику, анализировать их и делать работу над ошибками.

Думаю, что творческим натурам в киберспорт идти не стоит — такие люди часто не системны и им сложно взять под контроль свои эмоции. А для побед важно и то, и другое.

Евгений Леонов

25 лет, вице-президент Федерации компьютерного спорта Самарской области

В таких играх, как «Дота» и «Старкрафт» очень важен математический склад ума. Если ты медленно считаешь и анализируешь, то вряд ли станешь про-игроком, сколько бы часов ни тратил на практику. Например, почему SumaiL хорошо играет в Dota 2? Все дело в том, что он родился в Пакистане, а там люди на физиологическом уровне имеют предрасположенность к математике. То же самое с азиатами — они очень быстро принимают решения, потому и становятся чемпионами в тех дисциплинах, где надо быстро просчитывать варианты. Киберспорт — это цифры, а уже потом битва характеров.

Еще многое зависит от обновлений игры — один патч может перевернуть весь расклад. Так, например, в первой половине восьмого The International (крупнейшего турнира по Dota 2 — прим. ред.) обновление сыграло на руку ребятам из СНГ: была эффективна агрессивная борьба и риск, а во второй половине вышел патч с кучей математики — и разрушил все тактики СНГ-команд. В общем, надо учится считать.

Многие говорят, что играть на про-уровне можно и на офисной мышке, — не верьте

Но есть игры, в которых решает не только скилл, но и размер кошелька или рандом. Например, в «Фифу» нельзя нормально играть, не имея в своем составе дорогих футболистов, — игроки, вложившие больше денег, будут тебя обыгрывать, и ничего тут не поделаешь. А в «Хартстоуне» все может решить чистая случайность. Я сам видел, как про-игроки «отлетали» от новичков за минуту, потому что им тупо не повезло. В HS скилл будет заметен только в длинных сессиях из пяти-семи матчей.

Чем лучше ты играешь, тем круче должны быть девайсы. Многие говорят, что играть на про-уровне можно и на офисной мышке, — не верьте. Отклик, который в дорогой мышке или клаве на несколько долей секунды быстрее, в напряженной ситуации решает исход матча. В «Доте» одна миллисекунда может изменить все. Игровое кресло тоже надо подбирать под себя, чтобы ничего не затекало и не болело, во время долгих игровых сессий это очень важно.

Киберспортсмен должен уметь общаться

Но вообще, топовое оборудование на ранних этапах брать не надо. Если ты не умеешь нормально убивать крипов в «Доте» или выстраивать тактику в «Фифе», то девайсы за десять тысяч рублей тебя не спасут. Игрок, который постоянно жалуется на условия, скорее всего, имеет проблемы не с клавиатурой или мышью, а с собственными навыками.

Если человек хочет пойти киберспорт ради денег или славы, ему даже начинать не стоит. Профессионалы живут игрой и искренне ее любят. Они хотят показывать свой уровень, доминировать, а не только зарабатывать.

Еще киберспортсмен сейчас должен уметь общаться. Ты можешь быть не лучшим игроком по сравнению с другими, но если хорошо говоришь и принимаешь критику, тебя ждет развитие на про-сцене. Чем ты адекватнее и выше по скиллу, тем больше шансов быть замеченным топовыми командами. Сыграл плохо — не вини других и не злись.

Материал подготовлен при поддержке