815

Как это устроено: музей Эльдара Рязанова

Текст: Анна Хмелёвская Фото: Артем Голяков

Музей Эльдара Рязанова появился в Самаре весной 2018 года и напомнил, какой должна быть современная экспозиция: нажав на дверной звонок, услышишь отрывки из фильмов, а подняв телефонную трубку, — голос самого режиссера.

Рассказываем, почему проект расположился на месте коммунальной квартиры, кто и как создал интерактивные экспонаты, сколько времени ушло на создание музея и как искали вещи эпохи 1940-х.

Зарождение идеи и концепция музея

Советский и российский режиссер Эльдар Рязанов родился в Самаре в 1927 году и первые полтора месяца жизни провел в коммунальной квартире на улице Фрунзе, а затем вместе с матерью переехал в Москву. Самарский дом режиссера по адресу Фрунзе, 120 был построен в 1890-е годы и изначально принадлежал штабс-капитану Залесову. В советские годы его разделили на коммунальные квартиры, которые и сейчас соседствуют с музеем.

В разное время Рязанов возвращался в родную коммуналку: жил там в военные годы, когда Куйбышев стал запасной столицей СССР, и заходил в послеперестроечный период, приехав в Самару в 1995 году.

Местные корни режиссера не давали покоя городскому культурному сообществу еще до создания музея. Так, в 2016 году архитектор Дмитрий Храмов создал проект сквера имени Эльдара Рязанова, который предполагалось расположить у того самого дома на Фрунзе и дополнить кинотеатром под открытым небом, сделанным в виде киноленты. Ее складки должны были служить скамейками и переходить в широкоформатный светодиодный экран.

Спустя полгода сквер действительно разбили — правда, оставив от авторской задумки только саму идею места: вместо дизайнерских сидений-кинолент и деревянного настила здесь появились обычные лавки и вездесущая плитка. Что касается кинотеатра, тут действительно время от времени крутят фильмы — правда, экран устанавливает команда музея и лишь время от времени — например, в «Ночь музеев» или на Новый год.

Эльдар Рязанов ушел из жизни 30 ноября 2015 года, а в 2016 году друзья режиссера обратились в администрацию Самары с предложением создать музей. Идею, выдвинутую доктором технических наук и по совместительству джазменом Владимиром Виттихом и руководителем альманаха «Самарские судьбы» Виталием Добрусиным, в мэрии поддержали. Концепция состояла в том, чтобы увековечить память режиссера в доме, где он родился, поэтому другие варианты локации, кроме квартиры на Фрунзе, даже не рассматривали — тем более, что к 2016 году там уже никто не жил — помещение занимали рабочие кабинеты Департамента управления имуществом.

Глеб Чечевин

Руководитель музея Рязанова

Нам пришлось немного перестроить помещение, чтобы оно стало удобным для музея, но в нем все равно чувствуется атмосфера коммунальной квартиры: маленький коридорчик и несколько комнат по бокам.

Концепцию экспозиции, в основе которой — рассказ не только о творческом пути, но и о детстве и семье режиссера, составила Людмила Савченко — директор литературного музея, известная как музейный проектировщик. В объеме проект воплощал архитектор Дмитрий Храмов: он придумал интерьер залов и конструкцию витрин, расположение экспонатов и наполнение интерактивных блоков. Фирменный стиль музея — дело рук Анастасии Альбокриновой. Настя разрабатывала брендбук, в который вошло оформление музейной навигации и предложения по сувенирам. Связь Рязанова с эпохой, во время которой он жил и работал, она отразила через шрифты советских киноплакатов и афиш.

Нам помогало очень много людей: айти-специалисты, которые смогли заставить дверные звонки звучать голосами героев рязановских фильмов, мастера, создавшие деревянный куб с воспоминаниями самарцев о жизни в тылу, специалисты, которые изучали письма и автографы Рязанова, чтобы воспроизвести его почерк, — цитаты режиссера, написанные на прозрачном стекле, можно увидеть по всему музею.

Поиск экспонатов и открытие площадки

Команда литературного музея создала «Рязановский» филиал в относительно короткий срок: от идеи до открытия прошло всего 2 года. За это время была оформлена концепция, сделан дизайн-проект, найдены уникальные видеокадры из жизни Куйбышева времен войны и предметы эпохи 1940-х, а также личные вещи Рязанова и реквизит со съемок его фильмов. Новую площадку презентовали 19 мая 2018 года во время ежегодной акции «Ночь музеев».

Экспонаты собирали всем миром. Некоторые передал «младшему брату» московский киноклуб-музей «Эльдар», которым сейчас руководит супруга режиссера Эмма Валерьяновна, что-то удалось найти у родственников и друзей Рязанова, что-то — у родственников его бывших коллег — например, муж Людмилы Гурченко отдал музею ее костюмы из фильмов «Карнавальная ночь 2» и «Старые клячи». Помогали и, казалось бы, посторонние люди — так, письменный стол, за которым в военные годы учился Рязанов, появился в экспозиции благодаря молодому человеку, который занимал комнату в коммуналке в 1990-е годы.

Предметы 1930-х и 1940-х годов искали через коллекционеров и неравнодушных горожан: команда музея просила самарцев приносить в музей сохранившиеся у них вещи той эпохи. Люди отдавали пылившуюся на антресолях одежду, швейные машинки, утюги и детские сандалии — нашлись даже старинные часы с маятником, которые отлично вписались в атмосферу квартиры: теперь они висят в мемориальной комнате и бьют каждый час.

Почтовые ящики с письмами
и телефоны с голосом режиссера

Музей состоит из трех залов: первый посвящен Куйбышеву в военные годы, второй рассказывает историю семьи Рязанова, в третьем — экспозиция о творчестве режиссера. При этом проект максимально интерактивный и напоминает о том, каким должен быть современный музей. Вставляя наушники в специальные разъемы на деревянной карте Куйбышева времен войны, можно услышать воспоминания жителей тыла, поднимая телефонные трубки — разговор героинь фильма «Служебный роман» или стихи в исполнении самого Рязанова, а нажимая на кнопки дверных звонков — отрывки из фильмов режиссера, которые начинаются со звонка в дверь: «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы или с легким паром» и «Гараж».

Зал, посвященный Куйбышеву в годы войны, показывает, что и в этот напряженный период у жителей города были разные интересы. Тут есть альбом школьницы с рисунками ее друзей и записями «на память», кадры с заседания художественного совета, члены которого рассматривают эскизы декораций и костюмов к новой оперной постановке, а также дневник местного журналиста военных лет.

Знакомство с самим режиссером начинается во второй комнате музея. Прямо на входе висит телефон, который звонит при появлении посетителей, в трубке — Рязанов читает свое стихотворение «Ностальгия». В том же коридоре находится принадлежавшая режиссеру гардеробная полка, на ней его съемочная куртка и головные уборы. Для самой комнаты команде музея удалось отыскать мебель, которая стояла в ней почти 80 лет назад, когда Рязанов жил тут в эвакуации у своей тети Жени: пространство занимают шкаф, письменный стол, этажерка с книгами. Дополняют экспозицию архивные документы и фотографии. При этом биографию семьи режиссера продолжают восстанавливать, в этом музею помогают дочь Рязанова Ольга и его родной брат Михаил, поэтому в будущем экспозиция наверняка расширится.

Третий зал связан с кино: в настенных «почтовых ящиках» можно найти фото молодого Рязанова и его письма жене с рассказами о работе над документальным фильмом «Остров Сахалин» 1954 года. В экспозиции — афиши постановок и костюмы со съемок, подлинник сценария Людмилы Гурченко с ее правками в тексте и снова телефоны — подняв трубку одного, слышим, как секретарь Верочка из «Служебного романа» сплетничает с коллегой, в другом — снова голос Эльдара Рязанова. Сам он читает стихи с экрана на одной из стен. В центре комнаты — стол, справа — диван из рабочего кабинета в московской квартире режиссера, на котором он с Эмилем Брагинским сочинял сценарии.

Кроме экскурсий, в музее проводят занятия для школьников, отсылающие к теме Великой Отечественной войны: ребята работают с копиями музейных материалов, через которые знакомятся с жизнью и бытом детей того времени, узнают о военном детстве известных людей.

Глеб Чечевин

Через занятия мы, с одной стороны, знакомим детей и подростков с эпохой 1930-х и 1940-х, которой уделяется значительное место в школьной программе, а с другой — открываем им творчество Рязанова и его коллег по съемочной площадке — как правило, младшему поколению оно малоизвестно. Школьники, к примеру, узнают, что когда родился Эльдар Рязанов, появилась мода на новые детские имена: его сокурсник, режиссёр Элем Климов получил имя в честь Энгельса, Ленина и Маркса — сокращенно ЭЛеМ, а режиссер Марлен Хуциев — имя в честь Маркса и Ленина. Мы рассказываем о жизни знаменитостей тех лет. Многие из актеров рязановских фильмов пережили военное детство или юношество — например, Юрий Никулин был на фронте, а Людмила Гурченко ребенком жила в оккупации в Харькове.

У нас серьезные планы по развитию музея — например, в ближайшем будущем мы сделаем русскоязычный аудиогид, пока он есть только на английском. Кроме того, проект будет расширяться, потому что уже сейчас проблемно размещать новые экспонаты. На втором этаже расположится экспозиция, посвященная только творчеству режиссера, а на третьем мы создадим большое пространство для показа его фильмов, творческих встреч и привозных выставок. Но пока наверху ведется черновая отделка, и рано переходить даже к подбору цветов интерьера.

Музей работает без выходных с 10-00 до 18-00, в четверг — с 12-00 до 20-00. Цена билета — 150 рублей, для пенсионеров — 70 рублей. Стоимость сопровождения экскурсовода стартует от 250 рублей и зависит от размера группы. Тематические занятия для групп школьников проводят по предварительной записи, за участие просят 100 рублей с человека.

Фрунзе, 120

Тел. +7 (846) 332-05-16