847

Год театра: 4 способа узнать все о современной сцене

Екатерина Мокшанкина

Ежегодный аттракцион «возлюби по поводу», он же Год театра, заставляет россиян вглядываться в волнующий мир кулис и масок. И пока школьников организованными толпами тычут носом в прекрасное на давно знакомых городских площадках, рассказываем, как узнать все о современном театре, не вставая с дивана. Сдаем явки и пароли: где пояснят за постдраму и видеомэппинг, как бесплатно увидеть спектакли из лонг-листа «Золотой маски», а также где сегодня найти не присыпанную нафталином театральную критику.

Серфить театральные блоги

Это 2к19, детка, — было бы странно ожидать, что обсуждение театральных процессов останется прерогативой закрытой касты людей с филологическим образованием. Например, прошедший год взорвал театральное коммьюнити появлением сверхновой звезды по имени Витя Вилисов — беспощадный 23-летний блогер хайпит и называет вещи своими именами на личном телеграм-канале. Можно по-разному относиться к его персоне, но нельзя пройти мимо авторской колонки Вилисова на «Афише» — ее легко полюбить уже хотя бы за заголовки вроде «6 спектаклей, в которых можно легко заменить актера на полено».

Помимо нетривиальных текстов, Витя собрал вконтакте уникальную видеотеку европейского театра — там Люпа, Кастелуччи, Лепаж и другие светила. Бонусом идет чистый балдеж от баталий Вити с задыхающимися от его свежести критикессами старой закалки.

Если вы не чувствуете себя готовым к акту, который Вилисов вынес в подзаголовок своего паблика ВК, рекомендуем блог культового старорежимного «Петербургского театрального журнала». Рецензии на премьеры, беседы с деятелями и колумнистика — вполне годится, чтобы быть в теме.

Яндекс празднует Год театра спецпроектом и предлагает полусерьезные развлечения по теме — от советов, как не разориться на билетах, до инструкций, как выбрать спектакль к просмотру и даже театральных коубов.

Читать книги

Ответить на вопрос «Кто все эти люди?» призвана книга «Без цензуры. Молодая театральная режиссура XXI века» авторства критикесс и журналисток Марины Дмитревской (главреда ПТЖ), Татьяны Джуровой и Оксаны Кушляевой. Рекомендуем к прочтению с оглядкой на то, что прежде чем состояться в глазах общественности, художник должен изрядно примелькаться, так что если у вас промелькнет мысль «молодая была уже немолода», позвольте ее себе.

Даже матушка ирония уже давно мутировала и обросла сначала хребтом «пост», а затем чешуей «мета» — удивительно ли, что драматический театр закономерно проходил похожие процессы? О таком явлении, как театр постдраматический, в 1999 году была написана одноименная и теперь уже культовая книга Хан-Тисса Лемана. В России она была выпущена в 2013-м году с предисловием Анатолия Васильева. На страницах рассказывается о том, как развивался европейский театр, прилепляя к привычному нам понятию «драматического» приставку «пост», и в чем вообще отличия нового от старого.

Есть печатный труд и у вышеупомянутого господина Вилисова. Свой литературный дебют Витя назвал «Нас всех тошнит», отсылая читателя к миниатюре Даниила Хармса . В книге, как и в блоге, он раскладывает по полочкам ответы на сотни витающих в воздухе вопросов: как современные технологии вплетаются в театр, не убивая его, а делая сильнее; как развивалась европейская сцена с шестидесятых годов XX века до сегодняшнего дня и как это отразилось на русской театральной школе; должен ли нынешний режиссер следовать за автором текста или это прошлый век; и, самое занимательное, что в театре должен делать зритель — чтобы не чувствовать собственное бессилие и желание расплакаться от происходящего. Абсолютнейший маст-рид.

Смотреть трансляции и записи спектаклей

Так уж получается, что Москва и Питер постепенно теряют монополию на крутые постановки: яркие премьеры вспыхивают то в Лесосибирске, то в Минусинске, а то и в родном Новокуйбышевске. Для тех, кто не готов каждый раз срываться в культурный вояж или бронировать места в «Грань» за полгода до спектакля, уже придумали видеотрансляции. И если еще несколько лет назад, чтобы нарваться на нужное, приходилось отслеживать программу канала «Культура» с карандашом, то сегодня поклоняться Мельпомене гораздо проще.

Так, на платформе «Яндекс.Эфир» находим культпросвет-вкладку «Я в театре». В марте к просмотру предложено пять разношерстных постановок, которые в разные годы были отмечены жюри «Золотой маски». Открывает программу первая часть трехсерийного эпического действа «Три толстяка» в БДТ им. Товстоногова под режиссурой Андрея Могучего, ее покажут 7-го марта в 19-00. Внимание: трансляции сохраняются только на 24 часа.

На портале Культура.рф  висит амбициозный слоган «Главный сайт года театра» — и действительно, если разобраться в анфиладе ссылок, есть шанс заценить онлайн-трансляции и архивные постановки. Так, в дебрях были найдены «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса и «Бесприданница» Льва Эренбурга театра Маяковского, которые не так давно были номинантами главных премий страны.

Не отстают от тенденции и театры разной степени академичности. Совсем недавно медиаподборку с экспериментальными «лабораторными» спектаклями и архивными записями выложил на своем сайте  новосибирский государственный «Старый дом», чей «Sociopath.Гамлет» стал номинантом «Золотой маски» за 2018 год. А Няганский ТЮЗ под руководством Николая Реутова транслирует спектакли для детей и подростков уже второй год. К примеру, в феврале там была доступна к просмотру постановка самарского режиссера Артема Устинова «История одного города», вошедшая в список самых заметных спектаклей сезона по версии жюри «Золотой Маски-2018».

Не брезгует технологиями и московский театр Вахтангова, ведущий трансляции почти с каждого спектакля, правда, в отличие от коллег, не бесплатно. Пин-код, дающий доступ к эфиру, стоит 400 рублей, купить его — все равно что стрельнуть лишний билетик.

Завершает подборку рубрика «для самых зажиточных»: кинотеатр «Вертикаль» совместно с «Золотой маской» снова превращает весну в феерию для театралов. В этом году на большом экране покажут сборник пластических спектаклей «Экман. Гёке. Нахарин», «Вишневый сад» Льва Додина и «Гамлет | Коллаж» канадца Робера Лепажа, где Евгений Миронов в одиночку отдувается за 19 персонажей Шекспира. Билеты стоят 450 рублей, желающим посмотреть стоит поторопиться — мест на сеансы почти не осталось.

Читать драматургию

Пока театр использует литературную основу как базу для постановки, чтение драматургии может объяснить ходы и законы происходящих на сцене процессов. Есть и другая причина штудировать пьесы: среди сценических площадок в Самаре лишь единицы знакомят зрителей с актуальными текстами, а большинство предпочитает уютно ставить проверенную классику.

Тех, для кого современная драма не датируется началом нулевых, может заинтересовать спектакль «Молоко» «Уместного театра» по пьесе Екатерины Мавроматис и целых две версии вырыпаевских «Иллюзий» — в редакции театра «Город» и «Самарская площадь» 

Если не бояться расхожих представлений о современке, гласящих, что там либо матерятся, либо мастурбируют, либо делают все сразу, и полюбопытствовать самостоятельно, выяснится, что сегодня пьесы бывают рекламными — как написанная для Nespresso «Интервью S-fbp-4408» Ивана Вырыпаева, стихотворными — как цикл «Оптимизм»  супругов Андрея Родионова и Екатерины Троепольской и даже состоящими только из математических формул — как «Индивиды и атомарные предложения» Андрея Киселева.

Если погружаться в совриск без страховки боязно, обращаемся к проверенным источникам. Много лет фестивали современной драматургии «Любимовка» и «Евразия»  отбирают свежие тексты, создавая лонг- и шорт-листы   самых любопытных произведений. Сделать первый шаг в пучину можно и с помощью подборки театроведа Павла Руднева в коллабе с тем же Яндексом.

Ну и разумеется, стоит познакомиться с творчеством нашего земляка Сергея Давыдова, чьи тексты регулярно входят в подборки самых заметных пьес года. В марте как раз обещан к выходу сборник его произведений: следим за новостями и очень ждем.