810

Гид: что смотреть на выставке «Для себя и для них»

Сергей Баландин

6 марта в галерее «Виктория» открылась выставка «Для себя и для них», посвященная творчеству московских нонконформистов в 1960-1980 годах. В одних работах, они искали и выражали себя, а за другие брались — только ради выживания. В экспозицию вошли живопись и графика всех арт-звезд того времени: Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Ирины Наховой, Виктора Пивоварова, Юрия Соболева и Юло Соостера. В общем, неудивительно, что на открытие пришло полгорода, а мест в гардеробе в день премьеры хватило лишь малой части зрителей. Куратор Сергей Баландин рассказывает, почему «Для себя и для них» действительно нельзя пропустить.

Эрик Булатов

Кто такой?

Эрик Булатов умудряется сочетать «умную» идею с ясной и привлекательной живописью. Наверное, поэтому он стал одним из самых узнаваемых и дорогих российских художников, выставляемых везде — от Третьяковской галереи и «Гаража» до Центра современного искусства Помпиду в Париже. Самая дорогая его работа была продана за два миллиона долларов. В советские годы Булатов занимался иллюстрированием детских книг и был не только культовой фигурой в кругу московских концептуалистов, но и любимцем детворы и редакторов издательства «Малыш».

Зачем идти?

На выставке представлены ранняя живопись, уникальная графика и эскизы художника, которые почти не выставляются в отличие от его поздних соц-артовских работ. И что особенно важно, большая часть из них — пейзажи, а это в современном искусстве редкость. Бонусом идут эскизы к самым известным картинам Булатова «Вход/Входа нет» и «Живу вижу», по мотивам которой Гоша Рубчинский сделал коллекцию стритвера.

О чем это?

Работы Эрика Булатова о том, как художник, живущий в тоталитарном обществе, находит выход в творчестве: он рисует лесную дорогу или голубое небо и мысленно совершает путешествие в глубину листа. Что искусство дает свободу, мысль известная, но только Булатов выразил ее настолько буквально.

Олег Васильев

Кто такой?

Друг Эрика Булатова и его соавтор в детских иллюстрациях. Долгое время Васильев находился в тени товарища, но хорошо знаком искусствоведам своей скромной, лиричной живописью. Основными темами художника, особенно после эмиграции в Америку, стали память и ностальгия, поэтому он часто использовал фотореалистическую живопись, обращаясь к фотографии как средству воспоминаний.

Зачем идти?

На выставке показывают ранние работы и печатную графику Васильева, которые демонстрируют крайне редко. Его линогравюры из серии «Метро» 1962, одна из которых есть в экспозиции, в свое время осудили за формализм, его рисунки цветным карандашом — тонкие и романтические — просто пища для гурмана, а его живопись — один из лучших образцов независимой живописи вообще.

О чем это?

В художнике можно видеть психолога и сопереживать его героиням, окутанным лирическим флером, как в «Фигуре на фоне пейзажа», а можно в этом же рисунке обнаружить формализм и работу с перспективой, доходящую до гротеска. Но даже в иронии «личное» отношение к предмету остается кредо художника.

Илья Кабаков

Кто такой?

Патриарх нонконформизма, легенда детской иллюстрации, от которой открещивается, и лидер московского концептуализма. Кабаков придумал жанр концептуального альбома и тотальную инсталляцию. Его работы, посвященные жизни маленького человека в СССР, взбудоражили западных зрителей, а японский император вручил Премию за вклад в мировое искусство.

Зачем идти?

На выставке представлено самое большое количество работ художника, которое когда-либо покидало пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Вас ждут оригинальная и печатная графика наиболее типичная для Кабакова и книги, иллюстрированных им. Без комментариев понять его рисунки трудно, но вооружившись аудиогидом или попав на экскурсию, разобраться можно. И нужно, самый дорогой российский художник как никак.

О чем это?

Произведения Кабакова — это не совсем его произведения. Их создают лирические герои художника, вымышленные рисовальщики, страдающие от своей любви к порядку, скурпулезности и стеснительности. Поэтому он часто использует в качестве мотива чертежную рамку, раму окна, цифры и схемы. Творчество Кабакова о том, как порядок парализует волю человека, его фантазию, однако даже у самого безвольного существа при этом остается возможность для побега в царство свободы.

Юло Соостер

Кто такой?

Эстонский художник, после освобождения из сталинских лагерей живший в Москве. Участник легендарной выставки в Манеже, Соостер в целом редко выставлялся и рано умер, поэтому почти неизвестен зрителям. Но коллеги и специалисты высоко ценили его за особый философский взгляд на творчество. Кроме прочего, Юло иллюстрировал детские книги и научную фантастику.

Зачем идти?

На выставке представлена графика, которую никогда раньше не выставляли, и картина «Леопард» из частной коллекции. Еще нужно отметить, что Соостер был прежде всего мыслителем, а уже потом художником: коллеги считали, что его даже самые простые по сюжету рисунки — например, «Птица» — обладают уникальной, почти магической энергетикой.

О чем это?

Объекты, имеющие форму, Юло считал полумертвыми, а в бесформенном и мельтешащем видел первоначало жизни. Поэтому фактура и орнамент для него важнее самого предмета, а рисунки напоминают магические творения первобытных художников.

Виктор Пивоваров

Кто это?

Художник, иллюстратор и отец другого известного художника — Павла Пепперштейна. Один из самых добродушных концептуалистов и постмодернистов, в своем творчестве он часто обращался к образам Возрождения и русского авангарда. Дружил с Ильей Кабаковым и тоже работал в жанре альбома. На одном из рисунков Пивоваров изобразил себя с Кабаковым в виде двух облаков — эта работа тоже представлена в «Виктории».

Зачем идти?

Кроме графики и цифровой документации альбома «Треугольник, который хотел стать кругом», которых раньше никто не видел, на выставке показывают цикл «Проекты для одинокого человека». Он представлен на шести огромных щитах, и хотя это лишь выставочная копия с последней ретроспективы Пивоварова в музее «Гараж», а не оригинал 1975 года, впечатляет она не меньше.

О чем это?

Путешествия, фантазирование, легкие эротические переживания и одинокая привольная жизнь, полная размышлений и снов — вот чем живут персонажи работ Пивоварова, даже самые одинокие. Его герои автобиографичны, а главный мотив творчества, опять же, — свобода через искусство.

Ирина Нахова

Кто такая?

Училась у Виктора Пивоварова и тоже работала в детской иллюстрации, а прославилась, устроив тотальную инсталляцию из собственной квартиры. В девяностые разрабатывала женскую версию московского концептуализма, став его самым ярким представителем. Известна своими надувными скульптурами и инвайронментами на стыке живописи и архитектуры.

Зачем идти?

На выставке представлены две ранние картины Наховой, напоминающие одновременно иллюстрацию к детской сказке и инопланетные пейзажи. Это самое начало ее творческой карьеры, прекрасные по живописи работы и уникальный случай увидеть советский сюрреализм.

О чем это?

Для Наховой важным мотивом является искаженное пространство — вздыбленное, лишенное перспективы, предельно условное. Кому-то ее произведения напомнят иконопись, кому-то Муми-дол, а кому-то покажутся злобной сатирой на советскую действительность.

Владимир Янкилевский

Кто такой?

Художник, чья ретроспектива недавно прошла в Московском музее современного искусства. На жизнь он зарабатывал, иллюстрируя научные издания и фантастику, а известным стал, создав серию «ящиков». Это были огромные инсталляции, для которых Янкилевский использовал настоящие ящики, шкафы, дверные проемы, помещая туда фигуры людей, предметы и фрагменты живописи.

Зачем идти?

На выставке представлены офорты из серии «Анатомия чувств», которая по сути является трактатом, где Янкилевский описывает свой творческий метод. Работы можно не только рассмотреть, но и прочитать в интерактивной зоне выставки. Для этого к понадобится зеркало, так как на офортах отпечаток текста перевернут справа налево.

О чем это?

В центре работ Янкилевского — человек, его тело (недаром серия называется «Анатомия») и восприятие этого тела: визуальное, тактильное и даже интуитивное.

Юрий Соболев

Кто такой?

Имя Соболева не на слуху, хотя для независимого советского искусства он сделал очень много. Будучи художественным редактором издательства «Знание», вместе с Кабаковым, Соостером, Янкилевским, Пивоваровым и товарищами, изменил представление о научной иллюстрации и полиграфическом дизайне. Стал пионером полиэкранных видеоинсталляций, а в 1990-е открыл в Царском селе первую школу современного искусства в России.

Зачем идти?

На выставке показана оригинальная графика Соболева, мультфильмы, в которых он выступил художником, и главное, видеодокументация его сорокаминутного полиэкранного слайд-фильма ICSID, который сначала заказали для международного конгресса промышленных дизайнеров в 1975 году, а потом запретили.

О чем это?

Для Соболева важна тема диалога между культурами: он любит использовать образы эпохи Возрождения, соединяя их с образами современности. А еще он критически относится к обществу потребления, утверждая необходимость возвращения к Вечной Красоте.

И Соболев, и другие герои выставки, считали, что искусство — это единственная реальность, в которой стоит жить. И вся выставка получилась об этом.

Выставка продлится до 28 апреля. Группа вконтакте.

Галерея «Виктория»: Некрасовская, 2. Вход: 200 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам — 100 рублей.