1508

Эксперимент: артисты балета занимаются боевыми единоборствами

Текст: Арина Гриднева Фото: Артем Голяков Анимация: Андрей Самарский

Благодаря Конору, Хабибу и импульсивным прыжкам последнего, ММА и прочие единоборства стали едва ли не моднее тенниса и баскетбола. Те же ребята привили нам мысль о том, что сигать с ринга в зал и вообще заниматься таким спортом могут только накаченные и бесстрашные. Вместе с академией боевых искусств Punch Boxing решили разобраться, действительно ли самбо, ММА и тайский бокс так травмоопасны. Для этого мы пригласили на эксперимент тех, кому противопоказаны даже ушибы — артистов балета и уличных танцоров.

Выяснили, насколько боевые единоборства вредны для здоровья, кому они подходят и кому категорически противопоказаны и как заниматься, если завтра танцевать главную партию в «Щелкунчике».

Алексей Селиванов

Артист балета


Тренировка по ММА

В детстве я занимался дзюдо, так что любовь к единоборствам сохранилась на уровне подсознания. Если для победы в шахматах нужен только высокий уровень интеллекта, то в борьбе к нему прибавляется сильное тело и пробивной характер — без этих трех составляющих ничего не добьешься.

Во время балетных тренировок мы в течение часа разогреваем тело: сначала выполняем упражнения у станка, потом занимаемся без него, а в конце делаем прыжки — маленькие, средние и большие. Сегодня я попал в совершенно другую стихию. Мы работали с боевым манекеном и учились наносить удары. Тренировка шла по нарастающей, так что с каждой минутой приходилось чаще дышать и больше выпрыгивать. Тело до сих пор дрожит, но я чувствую огромный эмоциональный подъем. Когда организм уже не тащит и вся природа кричит «Хватит, остановись», остается только характер и внутренний голос, который твердит: «Нет, ты можешь, давай».


Когда организм уже не тащит и вся природа кричит «Хватит, остановись», остается только характер и внутренний голос, который твердит: «Нет, ты можешь, давай»


Очень непривычно было, когда я работал с манекеном. В балете колени нужно выпрямлять, а здесь пришлось разделить ноги на две части: верхняя прижимает манекен, а нижняя выполняет роль точки опоры. Это было непривычное ощущение. Головой я понимал, как это сделать, но мышцы не всегда подчинялись. Тренер успокоил и объяснил, что нужно заниматься — если бы все получалось сразу, каждый второй бы уже стал чемпионом.

В балете нас довольно сильно берегут. Когда я учился в колледже, мальчишек даже не не отпускали одних в спортивный зал, потому что преподаватели боялись, что мы не сможем работать в полную силу на репетициях. К тому же, в подростковом возрасте можно повредить себе что-то просто по незнанию, а в дальнейшем это сильно отразится на учебе и профессиональной деятельности. В общем, мы всегда занимались под строгим надзором, потому что любая травма означала, что ты слетаешь со спектакля. Сейчас никто не следит за мной так строго, но я и сам понимаю, что не хочу подводить команду.

ММА — кровавый спорт, который нацелен на то, чтобы сделать противнику больно, так что получать травмы вполне нормально. Но растянуть мышцу можно и случайно — просто поскользнуться на льду, например, — так что нет смысла бояться. Тренер всегда рядом и объясняет, что делать, поэтому я не переживал, что покалечу себя.

На занятии мне понравилось вообще все — от цвета матов до атмосферы. Здесь кипит жизнь, аккумулируется энергия и мощь. Стены пропитаны силой, так что хочешь или нет, но ты перенимаешь ее. Я сегодня не так уж много спал, но пришел сюда и понял, что хочу бороться до конца.

Если бы я работал в офисе, то ходил бы на такие тренировки минимум три раза в неделю, но поскольку моя работа и так тесно связана с физическими нагрузками, я буду стараться выделять время хотя бы в свой единственный выходной.

Леонид Хапчик

Тренер по бразильскому джиу-джитсу, грэпплингу, панкратиону и смешанным единоборствам

Мы отрабатывали методику граунд-энд-паунд — это раздел ММА, который ориентирован на борьбу и добивание. Любая тренировка начинается с разминки, которая помогает разогреть мышцы и избежать травм. Мы немного побегали и выполнили специальные упражнения — креветка, тюлень, гиббон. Они помогают подготовиться к поединкам на земле. Следующий этап — отработка приемов добивания, оттягивания и вязания рук противника. По такой схеме мы провели четыре раунда, а завершили тренировку прокачкой мышц стабилизаторов на руках и растяжкой.

Алексей занимается балетом, так что с координацией у него все в порядке. На начальном этапе мы всегда внимательно следим за техникой выполнения приемов, но со временем человек учится самостоятельно отслеживать свои действия и контролировать состояние. Если что-то не получается, то есть возможность перейти с групповых занятий на индивидуальные, где результат точно не заставит себя ждать.

Степень интенсивности тренировки корректируется с учетом индивидуальных возможностей и профессиональной деятельности. Если на занятия вновь придет артист балета, то сначала мы посоветуемся с его преподавателем и посмотрим, из каких элементов состоит стандартная балетная программа. Это важно, чтобы сориентироваться, какие упражнения необходимы, а какие выполнять не стоит. К тому же, занятия всегда можно подогнать под график гастролей: перед выступлением мы снизим интенсивность, а после него выйдем на самый пик.

Занятия по бразильскому джиу-джитсу и ММА доступны для людей любого возраста и пола. На основе бразильского джиу-джитсу даже разрабатывают реабилитационные техники для лиц с ограниченными возможностями, так что заниматься может каждый.

Бояться покалечиться не стоит — единоборства не опаснее других видов спорта, а недоразумений можно избежать, если соблюдать технику безопасности и включать интеллект. Тренировки не предполагают травм, потому что я всегда слежу за процессом, объясняю, что можно и нельзя делать, а также рассказываю технику выполнения упражнений.

Занятия единоборствами тренируют выносливость, гибкость, скоординированность, а еще работу обоих полушарий мозга, потому что движения сложные и требуют высокой концентрации. Кроме этого, развивается кинестетический интеллект, а значит люди наконец понимают свое тело и приходят в гармонию с ним.

Левон Даниелян

Танцор


Тренировка по самбо

Я занимаюсь уличными танцами в направлениях вакинг и локинг. Разминка перед тренировкой была очень похожа на ту, что мы выполняем на своих занятиях: отжимания, прыжки, кувырки. Отличается только объем нагрузки: мы разогреваемся около четверти часа, а здесь похожим упражнениям уделяют не меньше 45 минут, так что требуется побольше выносливости. После разминки мы отрабатывали приемы — несколько подножек из самбо.

Больше всего меня удивило, что тренер такой отзывчивый и приятный. Я думал, что люди, которые занимаются единоборствами, жесткие и суровые. Мой наставник всю тренировку меня поддерживал, успокаивал, всячески подбадривал и оберегал. Перед каждым упражнением он объяснял, кто и когда его придумал и как лучше его отрабатывать. Изначально казалось, что выполнить приемы практически нереально, но тренер постоянно подстраховывал меня, и в итоге все получилось.

Мне кажется, танцы даже травмоопаснее, чем самбо. Во-первых, здесь дольше разминка, а разогретому телу сложнее получить травму. Во-вторых, везде маты, благодаря которым смягчаются удары, а танцами мы занимаемся на голом полу или вообще на асфальте.

Параллельно с уличными танцами я занимаюсь фитнесом — эти виды нагрузок можно совмещать без проблем. Думаю, если бы я не ходил на фитнес, то мог бы продолжить заниматься самбо. Мне дали задачи, с которыми мое тело никогда не сталкивалось, так что было интересно попробовать этот вид единоборств на себе. На мой взгляд, у этого вида тренировок нет никаких минусов, а вот плюсов полно: растет выносливость и физическая подготовка. Все это однозначно пригодится мне в танцах.

Рустам Махиянов

Тренер по самбо

В начале тренировки Левон выполнял стандартную разминку: бег, повороты шеи, кистей рук, локтей и пальцев, а также отжимания и приседания. Все это помогает разогреть суставы и связки, чтобы уменьшить возможность получения травмы. Затем мы начали изучать броски: заднюю подножку, армейскую подсечку и выхват передней ноги. Каждый из приемов направлен на выведение соперника из равновесия и потерю контроля.

Мы учим не только правильно бросать соперника, но и падать. Если прислушиваешься к тренеру и своему телу, получить травму на тренировке практически нереально. К тому же, мы всегда следим, чтобы в спарринг вставали люди не только одинаковой весовой категории, а еще и похожего темперамента — чтобы полностью исключить возможность покалечиться. Кроме того, я допускаю к занятиями только тех, кто предоставил справку о состоянии здоровья — ее можно взять у лечащего врача. На медкомиссии проверяют давление, работу сердца, кожные покровы, потому что самбо и дзюдо — контактные виды спорта.

Тренировки по самбо совершенно не противоречат увлечению танцами — важно только ставить тренера в известность перед выступлениями. Он грамотно распределит нагрузку, исключит спарринги и какие-то упражнения, чтобы мышцы на следующий день не болели и не помешали показать класс.

Самбо — это самооборона без оружия. В процессе тренировок развивается сила, скорость, гибкость и даже характер. Занятия подходят абсолютно всем. У меня тренируется мужчина, которому 48 лет и до этого он вообще не был причастен к спорту. Ему настолько нравится, что он не пропускает ни одного занятия. Мы готовы подстроиться под каждого, особенно если человек действительно хочет стать лучше, быстрее и сильнее.

Эльвира Ахмадишина

Балерина


Тренировка по тайскому боксу

Я работаю в театре оперы и балета уже девятый сезон, но сегодня занималась тайским боксом. Сначала мы подготовили тело к тренировке, чтобы избежать растяжений и травм, а потом начали отрабатывать приемы: били по груше, специальным боксерским лапам и наносили удары в воздух. Время пролетело незаметно, и сейчас осталась только приятная усталость. Тело потряхивает, мышцы работают, в мозг поступила полезная информация — что может быть лучше?

В балете упор идет на растяжку, так что подготовка к занятию больше похожа на йогу — важно, чтобы мышцы были длинными и эластичными. В тайском боксе другой подход: мы приседали, отжимались, а еще прыгали на скакалке, разогревая дыхание. Некоторые артисты балета с этой же целью перед выступлением совершают небольшую пробежку.

Балерины должны быть стройными, подтянутыми и легкими. Когда я занималась в училище, нам запрещали даже на роликах кататься, чтобы случайно не нарастить мышцы, которые в балете не нужны. У роллеров, к примеру, накачивается верхнее бедро, которое не очень красиво выглядит со сцены — особенно у девушек.


Я не переживала за свое здоровье. Травму можно получить где угодно: у нас был случай, когда балерина сломала ногу по дороге на репетицию, а другая попала в аварию прямо в день выступления


Во время занятия по боксу я боялась сделать что-то не так, потому что все было в новинку. Но тренер меня поддерживала: не кричала, не упрекала, а спокойно объясняла технику и даже подбадривала. От преподавателя очень многое зависит: когда он давит, справляться с трудностями в сотню раз сложнее, но здесь я не почувствовала и намека на прессинг — было интересно и легко.

Я не переживала за свое здоровье, потому что доверилась Ольге. В конце концов, травму можно получить где угодно: у нас был случай, когда балерина сломала ногу по дороге на репетицию, а другая попала в аварию прямо в день выступления. На тренировке даже меньше шансов причинить себе вред, потому что ты находишься под надзором профессионала.

Параллельно с балетом иногда я хожу на йогу, потому что ощущать свое тело — это очень здорово. Если бы мне позволяло время, я бы попробовала заниматься тайским боксом регулярно — мне очень понравилось. К тому же, эти тренировки помогают поднимать самооценку. Ольга постоянно говорила: «Будь уверена, смотри врагу прямо в глаза». В этот момент ты концентрируешься и отстраняешься от внешнего мира, как и в балете, когда на тебя смотрят сотни глаз. Частенько перед выходом на сцену я ощущаю сильный мандраж. Думаю, тренировки по тайскому боксу добавят мне уверенности, которая поможет и в профессии, и в жизни.

Ольга Боброва

Тренер по тайскому боксу

Занятия по тайскому боксу действительно прибавляют уверенности в себе: когда понимаешь, что можешь нанести сильный удар, чувствуешь себя лучше.

У девушки все получилось, потому что очень хорошо развита координация движений. Впрочем, даже если на тренировку придет неподготовленный человек, на его эффективности это не скажется — было бы желание. Ограничений по возрасту для занятий нет. Главное — отсутствие травм коленей и позвоночника или грыж.

Тайский бокс — это правда опасно, но можно избежать повреждений — например, если не вставать в пары и отрабатывать приемы только на груше. Многие люди, которые приходят ко мне на тренировки, работают с клиентами и предупреждают меня, что синяки для них неприемлемы. То же и с балеринами: если человек выступает, мы подберем ему индивидуальную нагрузку, чтобы исключить малейшую вероятность получить травму.

В конце концов, не всех готовят на профессиональный ринг — у каждого подопечного свои цели. Заниматься стоит в любом случае, потому что спорт — это априори хорошо: ты становишься уверенным, учишься концентрироваться и ускоряешь реакцию.

Материал подготовлен при поддержке

Академия боевых искусств Punch Boxing:

Ново-Садовая, 31а

Вконтакте, инстаграм