1084

Гид: 8 фильмов о космосе

Олег Степанников

В «День космонавтики» вспоминаем культовые и самые любимые фильмы о космосе. В подборке «Le Voyage dans la lune» 1902 года производства, «Космическая одиссея» Кубрика, мемный «Интерстеллар» и «Тайна третьей планеты». Ключ на старт, поехали!

«Путешествие на Луну» («Le Voyage dans la lune», 1902)

Француз Жорж Мельес — режиссер и по совместительству артист цирка, первооткрыватель жанра кинофантастики. Частично ознакомиться с его очень занимательной биографией можно, посмотрев «Хранитель времени» Скорсезе. На счету Мельеса сотни короткометражных фильмов, но самым известным остается именно «Путешествие на Луну».

По сути, это настоящий блокбастер начала ХХ века, породивший один из самых узнаваемых кадров — человеческое лицо (Луна), в глаз которого прилетает ракета. За основу сюжета были взяты мотивы произведений Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Сейчас он может показаться простым и даже банальным, но стоит сделать поправку на время, и все встанет на свои места. Итак, ученый заявляет, что полет на Луну вполне реален, после чего начинаются бурные споры, и для подтверждения теории туда решают снарядить экспедицию. Исследователи встречают на Луне новую форму жизни, ну а по возвращению домой становятся героями. Фанфакт: до недавнего времени фильм был известен без финальной сцены, но по счастливой случайности была обнаружена полная копия, включающая в себя утерянный фрагмент, да еще и раскрашенная вручную. Она была отреставрирована и показана на Порденонском фестивале немых фильмов в 2003 году. Считаем, что с лентой должен ознакомиться каждый любитель не только фантастики, но и кинематографа в целом. Истоки в чистом виде.

«2001 год: Космическая одиссея» («2001: A Space Odyssey», 1968)

Еще один культовый образец научной фантастики. Удивительно, но даже сейчас фильм выглядит так, будто его сняли буквально на днях. В 1969 году картина взяла заслуженный Оскар за лучшие визуальные эффекты. Как заявил после премьеры сценарист Артур Кларк: «Если вы умудритесь полностью понять „Космическую одиссею“, то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов». У создателей все получилось, как и было задумано. Гипнотизирующее и нарочито медитативное повествование с минимальным количеством диалогов, наполненное метафорами и невероятно атмосферным музыкальным сопровождением, заставит даже самого ленивого зрителя задуматься над извечными вопросами мироздания.

Синопсис описывать нет смысла, Кубрик как истинный художник-абстракционист сотворил свой шедевр, и каждый увидит в нем что-то свое. В одном из интервью он заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога». В 2018 году к 50-летнему юбилею фильма была выпущена отреставрированная версия, при этом работа проводилась под чутким руководством Кристофера Нолана. Чем не повод еще раз, ну а для кого-то впервые, проникнуться космофилософией в обертке ремастереда?

«Тайна третьей планеты» (1981, за рубежом — «Alice and the Mystery of the Third Planet», 1987)

«Птица Говорун отличается умом и сообразительностью…» — эту цитату помнят все. «Тайна третьей планеты» — полнометражный научно-фантастический мультфильм Романа Качанова по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» из цикла произведений «Приключения Алисы». На советского и еще толком неискушенного зрителя картина произвела эффект взрыва атомной бомбы: космические приключения, инопланетяне, пираты, роботы — и все это в течение одного часа. Отдающий легкой психоделикой мульт подарил множество колоритных образов, в их числе — девочка-непоседа Алиса, ее отец профессор Селезнев, меланхоличный штурман Зеленый, добродушный Громозека и, разумеется, птица Говорун.

В техническом плане мультфильм выглядит достойно и в настоящее время, его будет интересно посмотреть как детям, так и взрослым. Происходящее на экране со скоростью ракеты тащит зрителя по детективному сюжету — в итоге все выглядит хоть и немного сумбурно, но воистину захватывающе. Что интересно, «Тайна третьей планеты» почти сразу после выхода на родине была продана для проката зарубеж. В США Алису озвучивала Кирстен Данст, а Говоруна — Джеймс Белуши.

«Гравитация» («Gravity», 2013)

«Гравитация» Альфонсо Куарона — это самый настоящий визуальный аттракцион, за который стоит сказать спасибо оператору Эммануэлю Любецки, который схватил за свою работу заслуженный «Оскар», а впоследствии получил еще парочку за «Бёрдмэна» и «Выжившего». Сюжет при этом довольно прост и его можно уместить на салфетке, но то, как эта история преподнесена, заслуживает особого внимания: напряжение чувствуется до самых титров, заставляя вжаться в кресло при очередной опасности леденящей звездной бездны.

Героиня Сандры Буллок отчаянно хватается за любые возможности выжить, и этому действительно веришь. Именно в «Гравитации» понимаешь выражение «беда не приходит одна». Однако нужно признать, что фильм критиковали за его технические ошибки вроде звуковых эффектов в космосе или сцен, где волосы Райан Стоун не парят в невесомости — но все это допущения, на которые можно легко не обратить внимание. Кстати, не забудьте также посмотреть спин-офф «Анингак», который перенесет зрителя к одноименному персонажу во время трогательного разговора с Райан по радиосвязи.

«Мы не можем жить без космоса» (2014)

Российский мультик Константина Бронзита и номинант на «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» повествует о двух безымянных друзьях, которые целеустремленно идут к своей мечте — полететь в космос. За 15 минут картина плавно перетекает от юмористического настроя в трагедию, а завершается символизмом. В мультфильме есть мощный заряд эмоционального посыла, при этом он раскрывает тематику упорства человека в достижении поставленной цели и, конечно же, дружбы и верности. Стиль рисовки при этом довольно сдержанный и лаконичный, в глаза так и бросаются отдельные цвета, на которые художник делал особый упор. Настоятельно рекомендуем к просмотру всем мечтателям.

«Интерстеллар» («Interstellar», 2014)

«Закон Мерфи» не утверждает, что произойдет что-то плохое. Он гласит: что может произойти, то произойдет«. «Интерстеллар» — глубокий, контрастный, по-своему умный и при этом дико мемный фильм, что лишь подтверждает воздействие на сознание зрителя.

Сюжет апокалиптичный: обстановка на Земле не самая радушная, серия пыльных бурь уничтожает урожаи, и человечеству просто нечем питаться. В связи с этим секретная организация принимает решение об отправке группы исследователей через пространственно-временной тоннель на поиск нового пристанища для человечества, да желательно погостеприимнее. Картина создавалась совместно с физиком из США Кипом Торном, теоретические материалы которого помогли визуально воссоздать «Кротовую нору» и черную дыру «Гаргантюа».

Хронометраж ленты довольно большой — практически три часа, но они пролетают незаметно. При этом «Интерстеллар» играючи ошеломляет своими сюжетными твистами и заставляет задуматься: «Хм, а может действительно все так?!». Все эти сингулярности, другие измерения, десятилетия, пролетающие за секунды, — в это сложно поверить, это сложно понять, но художественная ценность фильма как раз в том и состоит, чтобы все разжевать и подать на художественном блюдечке.

«Время первых» (2017)

Исторический фильм российского производства от режиссера Дмитрия Киселева. И нет, это другой Дмитрий Киселев. Две трети фильма снял «мистер суровая российская действительность» Юрий Быков, однако был отстранен и участь допиливать кино досталась производителю бесконечных «Елок». При этом Быков заявил, что после его ухода фильм был практически полностью переснят. Казалось бы, смена кадрового состава, тенденции российского кинематографа, который по-своему смотрит на темы спорта, войны и космоса, а также спонсирование «Фондом кино» навевает определенные сомнения в качестве, на но этот раз напрасные.

Итак, в сюжете — очередное историческое противостояние СССР и США. Бэд американс уже готовят полет на Луну, поэтому нашим нужно поторапливаться и быть впереди планеты всей — и они будут. Первопроходцами и гостями орбиты становятся космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов — последний, кстати, был консультантом фильма. Это действительно стоящее кино, способное вызвать чувство гордости. Да, фильм раскритиковали за приукрашение фактов в угоду художественности, но, ребята, без этого порой никуда.

«Человек на Луне» («First Man», 2018)

«Это — маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества». Взгляд на космическую гонку с обратной стороны: художественная биография Нила Армстронга, первого человека, ступившего на спутник Земли. Признаемся сразу, фильм иногда кажется дико затянутым, но уже ставшее традиционным страдальческое лицо Райана Гослинга спасает ситуацию. Оставим за бортом все конспирологические теории о том, что на самом деле высадки на Луну не было, и проникнемся еще одним человеческим подвигом. При этом фильм — скорее личная история, он больше о самом Ниле, чем о его прилунении.