345

Самара киберспортивная: кто и как делает город «диджитал»

Самарская диджитал реальность с каждым годом все ярче и насыщеннее: в городе есть кибер-пространства с профессиональными компами и игровыми капсулами, отделение Федерации компьютерного спорта, регулярные косплей-фестивали и прочие гик-ивенты, собственные чемпионы по киберспортивным дисциплинам и стримеры с тысячной аудиторией. Рассказываем, как все они живут и развиваются, объясняем, кто двигает индустрию вперед, и советуем, как стать в ней своим.

Игровые компьютерные клубы в Самаре жили, как рок-звезды: недолго, но ярко. В девяностые азартная ругань и звуки бластеров «Кваки» доносились чуть ли не из каждого подвала, а уже в 2000-х кибертусовки всем надоели и игровые гики попрятались по домам. Тем не менее, на площади Кирова есть гейм-локация, которая пережила все превратности судьбы и моды и сегодня не просто не закрылась, но даже разрослась до полноценной кибер-арены. Редакция «Большой Деревни» попросила директора CyberGame.club Андрея Шишканова рассказать историю места — а заодно узнала, как в 2018-м вложиться в компьютерный клуб и не пойти ко дну. Все ответы — по ссылке.

29 апреля 2016 года Министерство спорта РФ сновавнеслокиберспорт в реестр официальных видов спорта. Практически сразу была восстановлена созданная еще в 2000-м Федерация киберспорта России, а в регионах прошли выборы локальных представителей новоиспеченной дисциплины. В Самаре одним из первых в новой диджитал-реальности начал работать Михаил Комаров — уже два года он проводит турниры по компьютерным играм под патронажем Министерства спорта РФ. По просьбе «Большой деревни» Михаил рассказал, как Самара переживает киберспортивный бум, с чего все началось и к чему приведет в будущем.

Уже сегодня киберспорт — это не «баловство для своих», а многомиллионная индустрия с собственными звездами, зрелищными соревнованиями и огромным сообществом. С каждым годом конкуренция здесь только растет, а в игровые капсулы садятся все новые и новые ребята. Чтобы облегчить задачу начинающим игрокам, «Большая деревня» поговорила с теми, кто так или иначе причастен к движению, и выяснила, почему карьеру прогеймера нужно начинать как можно раньше, как найти свою первую команду и почему в «Доте» сейчас всех рвут математики.

У звезд киберспорта есть свой телек и свой ютуб: в 2011 году практически никому не известная студия Justin TV запустилаTwitch— сервис для каста компьютерных игр в сети. Платформа предлагала игрокам не просто общение, но и возможность демонстрировать свой игровой процесс и записывать обучающие ролики. Идея так понравилась гейм-сообществу, что уже в 2014 году сервис был выкуплен компанией Amazon почти за миллиард долларов, а количество пользователей, ежедневно посещающих Twitch,перевалилоза 15 миллионов. «Большая деревня» расспросила самарского стримера Кирилла Буторина, так ли просто зарабатывать на интернет-трансляциях и почему люди готовы смотреть, как он играет в игры.

17 октября 2018 года в политехническом колледже в Керчи произошла трагедия: 18-летний ученик открыл огонь из ружья по преподавателям и студентам, после чего покончил с собой. Страну захлестнула волна дискуссий — обсуждали не только сам инцидент, но и высказывания о нем. В частности, в эфире радио «Вести ФМ» выступил приглашенный эксперт Филипп Гросс-Днепров, заявивший, что во всем виноваты рок-музыка и игра «Дока 2» (судя по всему, имелась в виду Dota 2 — прим. ред.). Слова Днепрова открыли портал в ад: для одних они стали поводом осудить игры со сценами насилия и жестокости, а другим показались обидным переведением стрелок. «Большая деревня» обратилась к организатору киберспортивных турниров, психологу, неврологу и геймеру со стажем с целью выяснить, могут ли видеоигры действительно стать причиной агрессии. Мнения экспертов — по ссылке.

Самарский гик-интертеймент, как и киберспорт, если еще и не встал с колен, то точно вот-вот поднимется. К ежегодным косплей-фестивалям «Драгонфест» и «Поход за солнцем» добавился сначала «Котмонавт», а совсем недавно «Игрополис» — большой конвент, занявший целый этаж ТЦ «Гудок». Поговорили с организаторами мероприятий о том, какой ценой удается развивать гик-индустрию в городе и кому это нужно.

Если количества самарских гик-ивентов для полного счастья все равно недостаточно — или хочется сравнить свое с чужим, обращаем взгляд за пределы родной области, а потом и за границы родной страны. В нашей подборке — главные тематические события 2019 года: всероссийские фестивали для косплееров, стримеров, киберспортсменов и всех сочувствующих, австралийский конвент для поклонников средневековой культуры, презентация новейших видеоигр в Кёльне и американский Wizard World Comic Con — короче все то, что пропустить просто стыдно.

Ну и наконец тест: понятно, что использовать искусственный интеллект в 2019 году — уже норма, но облегчая себе жизнь, каждый из нас рискует попасть в зависимость от роботов — если не в прямом, то как минимум в переносном смысле. Предлагаем ответить на семь вопросов и выяснить, справишься ли ты с рутинными задачами без цифровых помощников — и если да, то так ли хорошо, как хотелось бы. Переходи по ссылке и ищи себя в категориях от «царя машин» до «деда с дробовиком».