62

«Я ни разу не слышал целиком песни Get Lucky»

Лера Алфимова Саша Краснов

Саша Петрук — один из тех диджеев, за чьи сеты не стыдно даже самым отъявленным меломанам: он коллекционирует раритетные треки, не на шутку вникает в музыкальную теорию и виртуозно сводит арабский поп, советское ностальжи, детройтское техно и олдскульный хип-хоп.

Пару лет назад его музыкальный блог был одним из главных столпов русского диджей-движения, затем он организовал в родном Екатеринбурге коммьюнити «Циники», которое еще по тем временам давало концептуальную фору московским тусам, и, наконец, при участии Ракеты появился «Дом печати» — один из самых грандиозных региональных клубов.

— Расскажи, какую музыку ты сам сейчас играешь?
— Мне очень нравится танцевальная музыка, выпущенная в 70-ые/80-ые или вдохновленная музыкой тех времен. Обычно это ровная бочка, гитарные басы и клавиши, живые семплы, но также может быть и музыка совершенно холодная и синтетическая без мелодии и вокала. Это всегда очень сложно сформулировать, а жанровая конкретика нужна едва ли не исключительно журналистам. Людям-то без разницы, лишь бы было весело. Раньше я шутил, что играю все подряд, кроме кантри и гоа-транса, а недавно услышал по кантри-радио в машине отличную песню. Поэтому в черном списке остался только гоа-транс, да и то, по-видимому, ненадолго — замедленный транс сейчас очень актуален. Вообще, мне нравится отыскивать никому неизвестные композиции, под которые при этом всем будет в кайф двигаться.

— Ты следишь за современной русской музыкой?

— Должен признаться, что практически не слежу, и мне очень стыдно за это. Недавно с большим удовольствием сходил на концерт Motorama, хотя раньше до их саундклауда почему-то руки не доходили. Пару недель назад в Екб был классный лайв Stoned Boys. А еще завтра иду на концерт «4 Позиции Бруно», крутейшая группа. Песню про топор, зарытый в лесу, я периодически включаю на домашних пьянках, повергая всех остальных гостей в глубокий шок.

— А что по поводу твоих коллег по цеху электронной музыки из старой и новой гвардии?

— Я стабильно играю работы москвича Лёни Липелиса — по 5 треков за сет. Также хочу отметить Simple Symmetry, Jackethat, Chizh (по-моему, этого парня у вас в Самаре очень любят) и the Papers из Екб.

 — А вот есть группировка beryoza с их ремиксами на Михаила Шуфутинского. Ты их воспринимаешь всерьез?

— Честно говоря, я совсем не знаком с творчеством этой группировки. Поймите меня правильно — я не претендую на роль музыкального библиотекаря, который знаком со всеми существующими стилями. У меня есть свой круг интересов, достаточно узкий, на первый взгляд, но глубокий и объемный внутри, и мне нравится в нем бесконечно ковыряться, периодически вытаскивая что-то ценное на свет. При этом, в последнее время этот круг все больше расширяется — я неделями слушаю бразильскую или японскую музыку, недавно азартно увлекся классическим электро. Кроме того, мне очень нравится, например, екатеринбургский диджей Антон Эльфильтр. Он играет бейс-музыку, и я с большим удовольствием слушаю его сеты в клубах, но копаться в этой музыке дома не стану.

 Вообще сейчас фильтровать входящий информационный поток важно, как никогда. Я иногда даже думаю заново открыть свой блог — мне кажется, в последние годы актуальность информационных и, в том числе, музыкальных фильтров растет со страшной скоростью, потому что мусора становится намного больше. Поэтому, когда я что-то слышу по радио или кто-то включает мне новый альбом «Daft Punk», то я слушаю три минуты, и говорю: «Ой, давай не сегодня». При этом первый их альбом «Homework» — это абсолютная классика электронной музыки, я часто играю композиции с него. А с последнего я, кажется, ни разу не слышал целиком даже песни «Get lucky».

 — Тебя господь хранит. А ты не боишься, что слишком глубоко зарылся?
— А какая в этом может быть проблема? Мне хочется играть треки, которые никто не знает, и поэтому я должен тщательно выбирать композиции, которые достаточно эффектны и красивы, чтобы нравиться людям, даже несмотря на свою оригинальность и неизвестность.

Раньше, когда я активно вел свой блог в интернете, я чувствовал необходимость следить за какими-то свежими направлениями, даже про дабстеп писал одно время. Года полтора назад я блог закрыл, а потом подумал, что намного правильнее не пытаться охватить все новые стили, темп появления которых неуклонно растет, а просто делиться музыкой, которая мне искренне нравится. Сейчас блог для меня заменяет паблик вконтакте. Не то чтобы я целенаправленно поменял блог на паблик, просто через какое-то время после закрытия я почувствовал необходимость снова делиться музыкой с людьми.— Не смог остановиться?
— Ну, да, похоже, мне от этого никуда не деться. Это ведь то же самое, что и диджеинг, тебе просто хочется людям рассказывать об этой классной музыке. Читателям, своим друзьям, друзьям своих друзей. Именно поэтому я сопровождаю посты текстами, чтобы люди могли понять, что я имею в виду, выкладывая ту или иную композицию. Я хочу рассказать им историю.

 

Один из самых популярных постов в паблике ракеты. Элайджа Вуд aka DJ Frodo на протяжение часа ставит редкий афробит из Нигерии и Ганы. Это не шутка.

 

— Вот смотри: и ты, и мы живем достаточно далеко от Москвы, куда часто привозят не самых очевидных электронных музыкантов. Как ты думаешь, реально ли провести такой концерт в регионах? Мэтью Хэрберт в Челябинске?
— В Челябинске вряд ли, но я думаю, что Мэтью Хэрберт в Екб запросто может выступить. Сейчас очень много различных спонсорских бюджетов, за счет которых можно не переживать об окупаемости. Сигаретные бюджеты — это, конечно, спорный момент, но лично я считаю, что если промоутеры откажутся от привоза на деньги табачной компании, сигарет меньше покупать не будут и курить не перестанут, а вот Хэрберта точно никто не услышит.

— Когда-нибудь закончится эпоха экспансии низовой клубной культуры с бесконечными топлесс диджеями, хитами прошлого лета и диджеем Грувом с его смешными ремиксами?
— Я думаю, всегда будет условное разделение на «низовую», как вы говорите, культуру, и элитарную. Это нормальное явление. Когда элитарная культура фантастическим образом распространится насколько, что станет массовой, она превратиться в «низовую» и появится новая элитарная культура. Другой вопрос — когда массовая культура в России перестанет быть настолько одиозной. Ведь в Великобритании, например, массовая культура — это группа Gorillaz.

Если промоутеры откажутся от привоза на деньги табачной компании, сигарет меньше покупать не будут и курить не перестанут

 Вообще, я не пессимист, но очень сомневаюсь, что в культурном смысле в России что-то поменяется в лучшую сторону при действующей власти. Я очень много думаю об этом в последнее время. Помню, года три назад в другом интервью я отвечал на этот вопрос куда более оптимистично. С одной стороны, интернет позволяет новым интересным композициям гораздо быстрее находить своего слушателя. Но, с другой, глупая, плоская, второсортная музыка окружает нас повсюду. И, конечно, это касается не только музыки — очевидно, что общее снижения уровня интеллекта жителей России является приоритетной задачей ее текущего руководства. По-хорошему, топлесс-диджеи должны становиться все популярнее.

— В «Доме Печати», например, есть тенденция сначала привозить Дашу Малыгину, а следом — экспериментального диджея или группу Zebra Katz, на которых люди идут уже по инерции, то есть, это такой ход по насаждению музыкального вкуса?
— С того момента, когда я стал диджеем, у меня был этот конфликт между тем, что я хочу играть и тем, что люди хотят от меня услышать. И я в какой-то момент понял, что ты можешь, например, ставить композицию, совершенно непонятную людям, и через четыре-пять вечеринок они эту песню будут встречать восторженно. Честно говоря, про 95 процентов диджеев, которых привозят в «Дом печати», 95 процентов посетителей никогда не слышали, будь они из Москвы или из Нью-Йорка. И люди приходят на американского диджея, до утра танцуют под авангардное техно, которое никогда не слышали. Суть в том, что в России, как мне кажется, ты не можешь привлечь публику каким-то малоизвестным именем или неочевидным направлением, поэтому привлекаешь их всем остальным, чтобы им было просто хорошо у тебя в баре, и привоз тогда становится такой вишенкой на торте.

По-хорошему, топлесс-диджеи должны становиться все популярнее

 — Расскажи про диско оркестр, который вы собрали в Екатеринбурге.

— С момента, когда я впервые увлекся диско музыкой, я всегда думал, что можно попробовать воссоздать диско-композицию со всеми потрохами вживую, и чтобы это была не группа со свадьбы, а настоящие крутые музыканты, и чтобы они исполняли не песни Аббы, а андеграундное нью-йоркское диско, с длиннющими психоделическими соло. И, когда мы готовили программу в позапрошлый Новый год в «Доме печати», то я просто вбросил идею, а учредителям она очень понравилась.

dcEsS1QjBPg

 

Оркестр играл те песни, которые мы обычно играем на вечеринках как диджеи, и получился действительно мощный концерт. В итоговом составе оркестра было 17, кажется, человек. Сказать про этот оркестр «зашел» — это ничего не сказать.

— Ваши мероприятия и их промо всегда вызывают уважение: вы очень внятно всегда вводите в курс дела, что это за мероприятие и почему на него нужно сходить.
— Спасибо. Шутки шутками, но на самом деле это все война, война хорошего вкуса против полной безвкусицы, война добра со злом. Я считаю, что, если ты занимаешься околокультурной деятельностью, ты можешь либо способствовать прогрессу, либо деградации, нейтральным быть нельзя. Поэтому мы стараемся по максимуму задействовать все возможные средства. А как по-другому? Это же все-таки война!