250

«Когда человек бросает все ради того, чем занимается, ему незачем врать»

Текст: Таня Симакова

В сентябре, на базе имидж-студии Jewel в Самаре откроется первый магазин Cosmotheca — филиал сети передовых этических марок нишевой косметики. За короткое время Космотека завоевала сердца москвичей и жителей других крупных российских городов, став главной альтернативой вездесущим парфюмерным супермаркетам.

«Большая деревня» пообщалась с основателем проекта Айком Саргсяном и узнала, в чем секрет успеха сети и каково главное преимущество ее ассортимента перед мейнстримовыми марками.

О подходе

В индустрии красоты часто есть легенда для клиента и отдельная инструкция для продавца. Мы всегда рассказываем одну историю: клиенту, журналисту , партнеру, и проходящему обучение консультанту мы говорим одни и те же слова.

Так Космотека анонсирует появление белорусского мыла Karali в их ассортименте

О бизнес-стратегии

Я не пользуюсь традиционными бизнес-инструментами. Я хорошо их изучил и понял, что с помощью классических формул не получится создать нечто новое, основанное на ощущении счастья и личном ритме.

Космотека на Тишинке — это только магазин, но и парикмахерская, спа, парфюмерный бар и йога-зал.

На выбор бизнес-партнеров я смотрю так же, как на выбор друзей: мне важно, чтобы отношения были искренними, чтобы мы совпадали в главном: если я чувствую, что это не так, я спокойно отказываюсь от сотрудничества. Сейчас во всем нужен новый подход, не такой, как прежде: и бизнес уже не только бизнес. Вот, например, барбершопы, работающие с нашими продуктами: если они сами фанатеют от косметики, которую продают, им хочется сделать красивыми как можно больше людей, поделиться своей радостью и пониманием гармонии, то это лучшая маркетинговая стратегия, которую только можно выдумать. Работать с тем, что любишь.

О том, как найти своего потребителя

Есть компании, которые пытаются понять, что нужно потребителям, чтобы дать им это, есть те, кто задает тренд, предлагают что-то уникальное. В первом случае есть риск скатиться к популизму, работать для толпы. Мы предпочитаем развивать людей. Речь идет о своего рода эдьютейнменте, когда мы развлекаем и одновременно даем знания. Важно при этом не учить людей, как жить. Мы говорим на равных и уважаем принципы каждого.

В числе поклонников сети замечен, например, диджей Наири Симонян, бывший барабанщик группы Pompeya

О хорошем сервисе

Ценны не только продукты, но и люди, которые у нас работают. В России многие считают, что хороший сервис — это когда клиенту угождают. А на самом деле просто любыми средствами продают товар с большой наценкой. Мы набираем и обучаем людей, с которыми вам будет интересно говорить, таким образом создавая контакт между создателем марки и тем, кто снял его продукт с полки в магазине.

В Космотеке с особым трепетом подходят к деталям интерьера

Я не люблю, когда надпись «органик» — единственная аргументация купить продукт. Важно, чтобы это еще и работало. Мой опыт участия в конференциях, посвященных органической косметике, говорит о том, что метка «био», «органик» теперь ставится и на продукции огромных концернов. Даже они начали понимать, что надо меняться, использовать более-менее достойное сырье. Мода на натуральность привела к тому, что пять парабенов запрещены к применению, а «Джонсон и Джонсон» наконец-то официально отказались от минеральных масел, то есть от продуктов переработки нефтехимии в детских продуктах.

Об органической косметике

Я не люблю, когда надпись «органик» — единственная аргументация купить продукт. Важно, чтобы это еще и работало. Мой опыт участия в конференциях, посвященных органической косметике, говорит о том, что метка «био», «органик» теперь ставится и на продукции огромных концернов. Даже они начали понимать, что надо меняться, использовать более-менее достойное сырье. Мода на натуральность привела к тому, что пять парабенов запрещены к применению, а «Джонсон и Джонсон» наконец-то официально отказались от минеральных масел, то есть от продуктов переработки нефтехимии в детских продуктах.

Ассортимент Космотеки составляет, кажется, не однй сотню марок, и пополняется с каждым днем

О принципе отбора марок

Я долго думал, каким образом объединить маленькие независимые марки в одном магазине. Они такие разные! Что объединяет все эти марки? Органика, «натуральность»? Нет, не это.

Я встретил красивую пару из Австралии, молодые люди создали марку натуральной косметики. Девушка модель, парень баскетболист, они решили делать косметику, потому что рядом с домом у них фабрика. Спрашиваю их, а что потом? «Не знаем». Для человека дело должно быть смыслом жизни. Работает только один принцип — когда человек отвечает своим добрым именем за качество марки. Когда он бросает все ради того, чем занимается, ему незачем врать, что в креме коллагены, хотя на самом деле силикон. Потому что если его продукт не работает, получается, что он тратит свою жизнь зря.

Детали оформления на открытии Аптека+Cosmotheca в Галерее Москва

На одной из американских выставок я видел маленький барбершоп, там всего четыре кресла, мастера груминга создали свой продукт — пасту для стайлинга Blind Barber (Слепой цирюльник), ох и здорово же она выглядит, да и качество продукта потрясающее. И они такие не одни, подобных историй много.

О личных историях

Одна актриса родила первого своего ребенка в 46 лет, и так вдохновилась материнством, что создала специальные продукты для детей и их мам, они очень красиво упакованы в винтажном стиле и на них написано, что продукты не тестировались на животных, только на пожилых актрисах и их детях.

Эти личные истории — очень крутые. В России тяжело такому появиться, у малого бизнеса совсем нет для этого поддержки. Да и люди у нас мыслят ближайшей перспективой — непонятно, что будет завтра.

О подборе персонала

Наш покупатель — личность. В первую очередь, он ищет искренности. Поэтому мы должны чувствовать и любить то, что продаем.

Это налагает определенную ответственность на персонал. Мы не ищем людей через сайты о поиске работы, к нам приходят уже подготовленные люди, зачастую наши же клиенты, которые прекрасно знакомы с нашими ценностями и им не нужно ничего объяснять.

Айк сам никогда не упускает возможности пообщаться с покупателями

Об аутсорсинге и автоматике

Мы максимально постарались передать на аутсорс всю работу, не связанную с творческим процессом. Склады, бухгалтерия, юристы — мы не тратим на это время.

Кроме того, у нас есть система, которая автоматизирует заказ товара в магазин, отчеты и кассово-розничное обслуживание, систему лояльности клиентов и мотивацию сотрудников.

Вы наверное обращали внимание, что в магазине из четырех ароматов одного бренда один почти закончился, а другие еще не истрачены и наполовину. Это не выбор потребителей, это выбор консультанта, который по той или иной причине продавал именно этот аромат. Наша система учитывает даже такие моменты, поэтому мы можем их увидеть и проработать с каждым сотрудником индивидуально.

О бизнесе по-русски

В России много интересных людей и огромный потенциал. Стереотипное восприятие русских на Западе основано на клише. И оно, конечно, иногда мешает вести дела. Для иностранцев русские до сих пор — или балалайка, матрешка, автомат Калашникова, или Брайтон бич, где люди беседуют на уродливой смеси русского и английского. Бизнес вроде нашего очень меняет отношение к России, и я счастлив, что нас начинают видеть модными и красивыми.

В Космотеке все детали важны. Не просто щетка для пола, а щетка американского производства Acca Cappa

Я очень полюбил ребят из Jewel. Приехал в Самару и растрогался, настолько они трепетно относятся к тому, что делают. Сразу стало понятно, что здесь есть дух и есть команда, готовая и способная открыть Космотеку.

О самарской Космотеке

Я очень полюбил ребят из Jewel. Приехал в Самару и растрогался, настолько они трепетно относятся к тому, что делают. Сразу стало понятно, что здесь есть дух и есть команда, готовая и способная открыть Космотеку.