1039

Дело для ума и тела: как живет и развивается k-pop культура в Самаре

Текст: Павел Чечулин Фото предоставлены героями материалов

K-pop — музыкальный жанр южнокорейской эстрадной музыки, который за последние десять лет вырос в глобальную субкультуру с миллионами фанатов по всему миру. Его любят за яркую манеру исполнения и сопутствующую каждому выступлению сценическую программу со световыми эффектами и танцами. Айдолов — так называют звезд кей-попа, например BTS и EXO — знают далеко за пределами их родины, а число k-pop фестивалей по всему миру растет с каждым годом. Один из таких пройдет 13 июля в «Звезде». «Большая деревня» узнала у самарских кей-поперов, в чем секрет популярности субкультуры в нашем городе, что такое кавер-дэнс и почему это вполне себе спорт.

Юные певцы и корейская экономика

Мировая популярность кей-попа уже давно не новость. Клипы групп BIG BANG, EXID, MAMAMOO и других корейских айдолов набирают на ютубе десятки и сотни миллионов просмотров. А сами артисты часто номинируются и побеждают на Billboard Music Awards и МTV Europe Music Awards. При этом в плане музыки кей-поп не может предложить ничего нового — преимущественно, это электронная поп-музыка с элементами хип-хопа, рока или кантри. Сердца миллионов меломанов корейские группы завоевали артистичностью, внешними данными и хореографией. Особенное внимание уделяется танцам, на репетиции которых у исполнителей уходит не меньше времени, чем на запись вокала.

Анастасия Мурасина


Участница кавер-дэнс бэнда

Корейцы, и вообще азиаты, очень привередливые и требовательные: если их что-то не устраивает, они не стесняются проявлять недовольство. Взять хотя бы историю с бывшим президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, которой был объявлен импичмент после многочисленных митингов и возмущений граждан. Чего уж говорить о корейских поп-группах — чтобы угодить публике они изгаляются как могут.

Например, все корейские исполнители проходят жесткий отбор прямо с раннего детства. Это у нас Кобзон пел до самой смерти, а Пугачева до сих пор устраивает ежегодные прощальные туры — в Корее в 25 ты уже старый. Поэтому там вкладывают в молодежь: уже со школы детей отправляют на подготовительные курсы, где их учат работать со зрителем, петь и танцевать. Поэтому иногда исполнители дебютируют на большой сцене уже в 15 лет.

Еще один фактор успеха кей-попа — экономический. Корея страна маленькая, окруженная морями и разделенная надвое — им нужно было как-то поднимать экономику. И они нашли выход — стали продавать искусство. Оно, кстати, зашло всем, особенно бойз-бэнды со слащавыми мальчиками, которые вызвали просто бешеный успех среди тринадцатилетних девочек во всем мире. Тем более, что все это происходило на фоне 2007-го, когда в ходу были челки и обтягивающие джинсы.

Видеопираты и старт движения

Самарское кей-поп сообщество образовалось в конце нулевых. Большинство его участников узнали о южнокорейской культуре благодаря популярности аниме — японских мультсериалов и анимационных фильмов, которые часто экранизировались на корейском телевидении. Зажигательные танцы звезд k-pop индустрии начали быстро завоевывать сердца анимешников и уже через несколько лет кей-поперы выросли как самостоятельное движение. Кроме просмотра дорам — так называются корейские телесериалы — и прослушивания музыки, его участники пробовали ставить танцевальные номера своих кумиров. Так появились первые кавер-дэнс команды, а само понятие «кавер-дэнс» стало неотделимым от кей-попа.

Мария Згонникова


Организатор k-pop фестиваля Dragonfly

В 2007-2008-х мы с друзьями покупали пиратские диски с аниме и часто на них попадались клипы корейских исполнителей. Я не знаю, кто их туда записывал и зачем, но они многим нравились своей постановкой и вычурностью. В то же время я входила в состав организаторов аниме-фестиваля «Черный дракон» и часто ездила на подобные ивенты в Москву — оказалось, что там кей-поп был уже довольно популярен. Там же мы впервые увидели выступление кавер-дэнсеров на сцене — это выглядело очень необычно и круто.

Со временем кавер-дэнс команды стали появляться и в Самаре. Мы долго думали, как вписать их в концепцию аниме-фестиваля, и в 2011 году решили учредить отдельную номинацию. Идея зашла на ура и с каждым годом число заявок на участие только росло. Развивалось и сообщество: я видела, как совсем юные девочки проводят по многу часов в зале, доводя довольно сложные движения до совершенства. Вскоре кавер-дэнс бэндов в Самаре стало настолько много, что они просто перестали умещаться в рамки одной номинации, и мы решили сделать для них отдельный фестиваль.

Первый флешмоб и паблик вконтакте

В 2011 году в Самаре провели первый кей-поп флешмоб: на базе подросткового клуба «Диалог» собрали юных кавер-дэнсеров, чтобы записать четырехминутную дэмку. Так возник первый паблик вконтакте, а по факту — своеобразный онлайн-хаб для всех самарских дэнсеров, который функционирует и сейчас.

Наталья Илай


Администратор паблика «Диалог»

В 2011 году на сайте YesAsia, где публиковались новости об азиатской культуре, я прочитала о наборе танцоров для записи первого самарского k-pop флешмоба на базе муниципального подросткового клуба «Диалог». Оказалось, что одна из преподавательниц увлекалась кей-попом и решила поучаствовать в акции. Я откликнулась, и так случилось, что практически все, кто тогда пришел танцевать на базу, стали создателями первой группы вконтакте для самарских кей-поп кавер-дэнсеров.

Она была тесно связана с подростковым клубом и даже называлась так же, как он, — «Диалог». В клубе стали набирать первые детские кавер-дэнс команды — детские, потому что сам клуб был подростковым и посещать его могли только несовершеннолетние. Все, кто вырастал, оставались в паблике, с его помощью формировали свои собственные команды и продолжали тренироваться отдельно. Со временем основной задачей группы стало именно объединение всех самарских кавер-дэнс команд. Эту функцию он выполняет до сих пор.

Дэнс бэнды и видео с ютуба

Сегодня в Самаре существует несколько десятков кавер-дэнс команд. У них нет единого тренировочного центра или регулярных сходок, как у анимешников в нулевые. Каждый дэнс бэнд тренируется отдельно и на свои деньги. Объединяются они только для совместных поездок на фестивали в других городах. Обучающих центров, кроме подросткового «Диалога», тоже нет, поэтому новые танцы для каверов разучиваются прямо с ютуба.

Анастасия Мурасина


Участница кавер-дэнс бэнда

Каждый релиз практически всех k-pop групп сопровождается мощной поддержкой корейского телевидения — а это десятки музыкальных шоу и концертов, которые после записи попадают в интернет. Вот именно по этим записям и тренировалось большинство кавер-дэнсеров — каждое такое видео разбиралось и просто отзеркаливалось. Сейчас все проще: теперь каждая корейская группа сама выкладывает в открытый доступ свою танцевальную практику, чтобы танцоры по всему миру подхватили именно ее движения и тем самым обеспечили дополнительную рекламу. Бывает, конечно, что кавер-дэнсеры придумывают танцевальные программы сами, но это происходит крайне редко.

Пятичасовые тренировки и жажда славы

В каждой танцевальной постановке много времени и труда. Сначала нужно поминутно запомнить видео и выучить каждый элемент в отдельности, потом соединить их. Иногда чтобы отточить движения и сделать их синхронными, у кавер-бэнда уходит по пять часов в день, а общий срок, затраченный на разучивание танца, измеряется месяцами.

При этом блеснуть результатом многочасовых тренировок самарским коллективам практически негде. Пока в городе проводят лишь один кей-поп и два аниме-фестиваля, на которых для них предусмотрены специальные номинации.

Мария Згонникова


Организатор k-pop фестиваля Dragonfly

Dragonfly задумывался как отдельная площадка для кавер-дэнсеров с большим количеством номинаций именно по танцевальным направлениям. Мы понимали, что на фестивалях «Драгонфест» или «Поход за солнцем» им не хватает времени — все-таки эти ивенты имеют сильный уклон в сторону косплея. Например, на единственную кавер-дэнс номинацию фестиваля «Драгонфест» обычно прилетало не менее 40 заявок — было понятно, что вместить в программу такое количество выступлений просто нереально.

Появление «Драгонфлая» в 2014 году должно было разгрузить аниме-фестивали и предоставить больше пространства для кавер-дэнсеров. Однако этого не произошло: они умудрились забить заявками новый фестиваль и продолжали активно выступать на старых. Причина такой прыти, кстати, не только в растущей популярности кей-попа. Дело в том, что для многих увлечение танцами практически профессия. Ребята много часов тренируются и хотят выступать на московских и мировых чемпионатах, а самарская сцена служит стартовым трамплином.

Самарская k-pop тусовка и претензии к ассоциации корейцев

Кроме трех фестивалей, которые с трудом справляются с желающими выступить с танцем, в Самаре для кей-поперов практически ничего не проводится. Иногда в «Звезду» привозят корейские инди-рок группы, но они мало относятся к фэндому и на них ходят, скорее, просто ради интереса.

Анастасия Мурасина


Участница кавер-дэнс бэнда

Я не знаю, как все происходит в Москве и Питере, но у нас тусовка тухловата. Причин несколько. Первая и самая важная — в городе очень слабо работает Самарская ассоциация корейцев. Причем в других регионах, например в Татарстане, подобные организации намного активнее: регулярно проводят шествия этнических групп, дни Кореи и другие мероприятия, куда часто приглашают кавер-дэнсеров и вокалистов. В общем, там постоянно какой-то движ.

Нашей ассоциации ничего из этого неинтересно: в 2014 году мы всей кей-поп тусовкой пришли и сказали, что хотим Культурный корейский центр, хотим заниматься, проводить лекции по корейской культуре, хотим учить язык. Нам выделили помещение, несколько учебников и отправили в свободное плавание. Первое время мы довольно неплохо держались: устроили торжественное открытие, читали лекции и даже нашли преподавателя корейского языка — пусть он был родом из Китая, это не важно. Однако, для развития и поддержания жизни центра требовалась финансовая поддержка. В этом нам отказали, и в итоге наш центр не продержался и года.

Рост популярности кей-попа и Корея как мечта

Несмотря на все трудности, самарская тусовка растет. 18 мая 2019 года в городе прошел первый день кей-попера: на встрече собралось около ста человек. Сами участники комьюнити смотрят в будущее с уверенностью и находят много плюсов в своем увлечении.

Наталья Илай


Администратор паблика «Диалог»

Сейчас кей-поп находится на каком-то бешеном этапе. Мне кажется, с появлением группы BTS, им начали интересоваться все поголовно. Если раньше тусовка была обособленной, то сейчас каждый первый хотя бы раз что-то слышал о такой музыке. Благодаря этому в Россию стало приезжать больше корейских групп, а билеты на их концерты разлетаются за считанные минуты.

Анастасия Мурасина


Участница кавер-дэнс бэнда

Увлечение кардинально поменяло мою жизнь: я здорово расширила кругозор, стала больше времени уделять языкам. Можно сказать, кей-поп открыл для меня Корею. Я уже ездила туда, завела друзей и теперь мои планы на будущее связаны именно с этой страной: сейчас я хочу поехать учиться в один из корейских вузов. Вообще, любой субкультурой можно переболеть и к 19-ти обо всем забыть, а можно увидеть в этом что-то большее, понять, что тебе нравится по настоящему, и навсегда изменить свою жизнь.