1210

Картины как фотки и фотки на фоне картин: 7 причин пойти на выставку «Гиперреализм»

Сергей Баландин

В четверг, 19 сентября, в Самаре открывается выставка советских гиперреалистов — совместный проект Новой Третьяковки и галереи «Виктория». Куратор Сергей Баландин перечислил семь причин ее посетить, а заодно объяснил на что именно смотреть и о чем думать в процессе.

Экспозиция приехала из Третьяковки

Анонсируя скорое открытие своего самарского филиала, Государственная Третьяковская галерея уже сделала несколько громких акций: вместе с галереей «Виктория» представила «Корабль толерантности» российских звезд международного совриска Ильи и Эмилии Кабаковых, пригласила самого известного мастера стрит-арта Мишу Most расписать трансформаторную подстанцию возле Фабрики-кухни. Но еще ни разу она не привозила целую выставку и никогда не показывала работ ХХ века из своей коллекции. Так что выкладывая фотки, смело ставьте геотег Третьяковки на Крымском валу, откуда все эти картины и приехали.

Фотореализм — это классно

Обычно в качестве самой высокой похвалы для картины звучит фраза «как на фотографии». Так вот на этот раз все и впрямь будет, как в застывшем кадре, ведь выставка посвящена фотореализму — направлению 1970-1980 годов, когда художники стремились воспроизвести эффекты и особую цветовую фактуру снимков или даже видео. К некоторым работам пока не подойдешь вплотную и не вдохнешь запах краски, не поверишь, что это «холст-масло».

Настроение «Back in USSR»

Экспозиция явно порадует тех, кто соскучился по старому-доброму советскому реализму. На зрителей в возрасте 60+ наверняка нахлынут воспоминания, а всем остальным будет интересно увидеть, что демонстрировалось на всесоюзных выставках, пока пела Людмила Гурченко и в кинотеатрах шла «Бриллиантовая рука». Тем более, что в проекте представлены не только российские художники, но и мастера из республик бывшего Советского Союза: Армении, Латвии, Литвы и Эстонии. Одним словом, ностальгия.

Столкновение официального и неофициального искусства

Гиперреализм как направление, пришедшее с запада, советским руководителям культуры всегда казался подозрительным. А вот независимые художники активно обращались к нему в своих размышлениях о живописи, ее границах и ее будущем. На выставке, кроме полотен «официальных» художников, в том числе лауреатов Ленинской премии, будут представлены работы круга московских концептуалистов — Олега Васильева, Эдуарда Гороховского, а также Семена Файбисовича, до 1990-х годов работавшего архитектором, а на досуге писавшего масштабные полотна, посвященные городским будням.

Актуальная повестка

Куратор выставки Кирилл Светляков рассказывает, что гиперреализм — направление, напрямую связанное с периодом «холодной войны» и тем, что внимание общества сосредоточилось на новостных сводках и телевидении, которые в этот период стали как бы более полной реальностью, чем та, что люди видели вокруг. Организаторы выставки отмечают, что сейчас, в эпоху постправды и увлечения виртуальной реальностью, происходит нечто подобное тому, что было пятьдесят лет назад.

Это постмодернизм

Выставка станет подарком для тех, кто хочет разобраться в хитросплетениях всех этих «пост-» и «мета-». Ведь «гиперреализм» — термин, ставший популярным в том числе благодаря теоретику постмодерна Жану Бодрийяру. В своей книге «Символический обмен и смерть» он ввел понятие «гиперреальность», которое означает процессы симуляции действительности и невозможность отличить правду от иллюзии. В этом смысле гиперреализм означает, что изображение подается чуть более насыщенным и чуть более документальным, чем мы от него ожидаем. Художники перерисовывая фотографию, создают «обманку», которая становится дважды обманкой при репродуцировании, когда вся ее фактурность сводится к нулю и она превращается обратно в фотографию.

Отличные селфи

Наконец-то в Самару привезли картины, фотографироваться с которыми можно в полный рост. Большинство работ имеют размер два на полтора метра, «Катастрофа» Сергея Базилева — два на три метра, на ее фоне можно сняться даже группой. Для хороших фото выставку лучше посетить после официального открытия — иначе в кадр попадут еще десять незнакомцев.