1074

Гид: что смотреть на выставке «Нежные касания цифровых тел»

Анастасия Альбокринова

В галерее «Виктория» стартовал проект «Нежные касания цифровых тел», демонстрирующий свежий срез пост-цифрового искусства от российских художников. Сама выставка грозит стать едва ли не самой селфибельной на нашей памяти, на ее открытие 14 ноября, кажется, собралось полгорода — а еще все звезды самарского совриска, включая Владимира Логутова и Андрея Сяйлева. Специально для «Большой деревни» куратор Анастасия Альбокринова перечисляет семь причин увидеть однозначно самую яркую экспозицию сезона — впервые или еще раз.

Пост-цифровое искусство: тактильность, грустная ирония
и смерть

Фото: Павел Филатов

Тема пост-цифрового — то есть цифрового, пришедшего с экранов мониторов в вещественный мир, — актуальна для новейших художественных практик и кураторских исследований. Как нам жить в реальности, где мы стали обладателями виртуальных тел, социальных связей, рабочих столов и мусорных корзин? И наоборот: как быть цифровым артефактам из «черного зеркала» в нашем материальном мире? Темой исследования выставки как раз и является вот этот момент перехода границы из виртуального в реальное, жизнь и смерть цифровых объектов, а также художественный взгляд на «телесность» цифрового, и чувственный опыт зрителя, возникающий от этой встречи.

«Нежные касания цифровых тел» — это возможность фрустрироваться от зависшего инстаграма, улететь в гиперпространство, погоняя мемы, оказаться на хрупком острове из скриншотов и собрать свой рай по принципу копипаста.

Звездные художники из не-Москвы

Не все художники, которые хотят реализации и славы, переехали в столицу. Есть локальные жемчужины, которые остались там, где возникли, и стали лицом регионального искусства. Из таких — лидер воронежской сцены Иван Горшков. Он работает с большими формами, и на выставке можно погрузиться в его двухметровые полотна, на которых живописные мазки, стикеры и мемы устроили себе adventure time.

Людмила Калиниченко — звезда уральского искусства из Екатеринбурга. В инсталляции, которая практически полностью собрана в магазине китайских товаров, и осыпана четырехстами килограммами поваренной соли, осмысляется тема рая. Того доступного консьюмеристского рая, которым каждый из нас может себя окружить, просто оформив доставку на сайте.

Возвращение самарских мастеров

Владимир Логутов, Андрей Сяйлев и Александр Зайцев уже несколько лет как покинули родной город и делают успешные карьеры на столичных выставках и в иностранных арт-резиденциях. Эта выставка — камбэк авторов с невиданными в нашем городе сериями работ, некоторые из которых пришлось буквально украсть с Уральской индустриальной биеннале и со складов фонда Смирнова-Сорокина.

Полотна Логутова из серии «Следующий уровень» — это не просто холст-масло, как кажется на первый взгляд. Кирпичи и вентиляторы Сяйлева «За предел вовлеченности» — новый виток работы с серийной формой. Живопись Зайцева «Форма массы» — актуальная рефлексия художника на вечно непрогружающуюся ленту инстаграма.

Непростые дебютанты

Помимо громких имен в современном искусстве, на выставке прозвучат и новые. Так, Михаил Михайлов, известный Самаре как арт-директор будущего музея рок-н-ролла, неожиданно обнаружил под мышкой целое портфолио пост-цифровой фотографии. Собственный сад, выкрашенный в кислые цвета, подруги и друзья, затонированные в серый, как 3D-модели самих себя, предстают как цифровая версия реальности, неоновый райский сад.

Второй молодой художник — участник объединения «Интернат» (да, художники «третьей» волны могут выставиться в «Виктории»!) — Герасим Герасимов. Его живопись, вдохновленная жостовской росписью и опцией «liquify» в фотошоп, представлена в виде объекта — черного подноса, на котором цветы в буквальном смысле расплылись.

Дышащие скульптуры и композиции, развивающиеся во времени

Надувные скульптуры Ивана Горшкова — пухлые гиганты, упирающиеся в потолок. То, как они «набираются духу», расправляются и растут, — отдельный перформанс, и мы решили подарить его самым первым зрителям выставки. Приходите раньше, и при вас мы нажмём кнопку «вкл» — а потом вы сможете расправить их многочисленные щупальца или снять бомбический таймлапс.

Другая инсталляция, в которой можно поучаствовать и телом, и делом, — композиция Игоря Самолёта «От 8 ноября 2019 года». Такое название она получила, потому что именно в этот день, пока газелист спал в машине, ожидая погрузки, куратор и художник доклеивали и дошивали элементы инсталляции. Но это не конечная сборка: на своем «острове» Игорь завещал слушать на репите трек Тимы Белорусских «Мокрые кроссы», а еще — приносить старые джинсы и свежие цветы.

Картина в обертке и мягкий глитч

Два самарских художника, представленных на выставке, тоже способны неслабо удивить зрителя. Максим Шабалин, адепт компьютерной графики, не просто совмещает в своей картине цифровой принт и живописный пиксель, но и экспонирует ее «нераспакованной» — в пенопласте и стрейч-пленке, поверх которых наносит еще и элементы граффити. Полное размытие границы между произведением и пространством, которое продолжается бесконечно.

Михаил Горелов, известный как стрит-артист и иллюстратор, переходит в крупную форму с глитч-портретом Гомера Симпсона. Словно вытекающий из стены, объект не просто преграждает зрителю путь, но и разрешает себя потрогать.

Комментарий к выставке от искусственного интеллекта

Фото: Павел Филатов

Вишенкой на этом пост-цифровом пироге выступает мета-текст выставки, созданный при помощи алгоритма AI-writer. Куратор загрузила заголовок проекта на сайт, а алгоритм, сформулировав теги и проанализировав базу научных статей, выдал текст, который объясняет происходящее (или нет).

Разобраться с тем, как при помощи искусственного интеллекта понимать современное искусство, можно на кураторской экскурсии, которая проходит каждое второе воскресенье в течение всего шоу.