2582

Как это устроено: магазин без упаковки Zerowaster

Текст: Саша Пономарев Фото: Ксения Якурнова

31 декабря в Самаре на проспекте Ленина открылся первый магазин для приверженцев идеи Zero Waste, где все продукты продают на развес, а большая часть предметов из ассортимента — зубные щетки, ватные палочки и шоперы — сделаны из перерабатываемых материалов. Оказалось, что самарцы давно ждали такого проекта: видеообращение от создателя торговой точки Андрея Жвакина за несколько месяцев набрало 16 тысяч просмотров, а соцсети экоактивистов заполнили восторженные отзывы. Побывали на месте и узнали, что, как и за сколько там можно купить, почему предприниматель решился на такой стартап и кому вообще стоит туда ходить.

Первый в Самаре магазин без упаковки Zerowaster разместился на проспекте Ленина, 1 — прямо напротив сквера Фадеева. Здесь продают товары на развес, которые помогут сократить вред природе и забыть угрызения совести, сопровождающие каждую пластиковую пачку, летящую в мусорное ведро.

Инициатор

За проектом стоит 25-летний экоактивист Андрей Жвакин — раньше он работал в техподдержке it-продуктов в рекламном агентстве. Он рассказывает, что интересовался экологией еще в детстве: «Когда я был маленьким, рано утром ходил в лесопарк по соседству с домом и собирал пакеты, бутылки и прочий мусор, оставшийся после пикников». Но осознанно предприниматель решил спасать планету, когда посетил форум «Хранители природы» и понял, что у этого движения есть сотни сторонников. С того момента Андрей сортирует мусор, покупает меньше неперерабатываемых вещей, посещает субботники организации «Чистые водоемы» и регулярно ходит на акции по сбору вторсырья.

Открытие

Стойкое желание открыть магазин появилось после того, как Андрей увидел на сайте московского проекта Zero Waste Shop инструкцию о том, как запустить такой же. «Если даже конкуренты готовы подсказывать тебе порядок действий, значит, это действительно важная и животрепещущая задача, которую нужно решить», — подумал предприниматель. По его словам, сразу после анонса идея собрала вокруг себя десятки сторонников: экоактивисты распространяли сведения о новом начинании, журналисты сами приходили за информацией, а заинтересованные покупатели даже заказывали подарочные сертификаты, тем самым подтверждая спрос.

Реализовать идею помог частный инвестор из айти-сферы, тоже не равнодушный к вопросам защиты природы. Андрей познакомился с ним после одного из экофорумов, а позже встретился для деловой беседы — и получил 740 000 рублей на запуск магазина.

Несмотря на то, что открытие состоялось прямо под Новый год, когда все самарцы уже впали в салатную кому и не особо хотели выходить из дома, Андрей остался доволен результатом. «Лучше стартовать как можно раньше и выиграть время, а не полировать все до идеала, — объясняет он. — Да, я хотел бы увидеть чуть больше людей в день запуска, но зато я выполнил обещание начать продажи до 2020 года». По его словам, теперь в магазин ежедневно заглядывает по 8-10 человек.

Помещение

Помещение на проспекте Ленина Андрей выбрал исходя из того, что здесь достаточно просторно — можно поставить моющую ванну для очистки тары. А вот проходимость «была не так уж и важна, потому что основной трафик все равно идет из соцсетей». За аренду приходится отдавать 32 400 рублей в месяц, а в январе предприниматель рассчитывает на оборот в 55 000 рублей: «Для того, чтобы магазин жил и развивался, мне в идеале потребуется выручка от 15 до 20 тысяч рублей в день. В других городах такие суммы реальны, и я верю, что в Самаре тоже все получится».

Ремонт делали силами волонтеров: предприниматель разместил в соцсетях призыв, на который безвозмездно откликнулись добровольные помощники. Среди них по счастливой случайности даже оказался специалист, занимающийся отделкой интерьеров.

По итогу стены внутри окрашены в «оттенки природы» — синий и бирюзовый. Пол — из крашеных белых досок. На нем — металлические и деревянные стеллажи с товарами. Рядом — графика, которая объясняет, как правильно покупать и взвешивать товар. Получившийся дизайн бизнесмен называет лофтом.

Философия

Магазин следует философии максимального сокращения отходов: то, что можно продавать без одноразовой упаковки, здесь отдают на развес, а этичный состав товаров не вредит ни человеку, ни природе.

Покупатель приходит со своей тарой, взвешивает ее, потом наливает или насыпает внутрь понравившийся товар — и снова взвешивает. Тем, у кого еще нет собственных мешочков и бутылок, бесплатно дадут в пользование многоразовый контейнер. Правда за него попросят оставить залог от 50 до 250 рублей — в зависимости от объема. Разумеется, экологичную тару можно приобрести прямо на месте. Андрей уточняет, что покупателя не осудят и за принесенные с собой пластиковые пакеты, но все же советует запастись долговечными средствами для хранения.

Чеки в магазине печатают, но сразу предлагают оставить на кассе, чтобы впоследствии отправить на переработку движению «Курсор», которые, по словам Андрея, занимаются утилизацией сложных отходов, вроде банковских карт. При необходимости на почту вышлют цифровую версию.

Осознанности Андрей требует и от поставщиков: например, стеклянные бутылки из-под масла предприниматель отправляет обратно производителю, чтобы тот не использовал новую тару, а наливал продукт в старую. Орехи и крупу в Zerowaster тоже доставляют в многоразовых полипропиленовых пакетах.

На входе покупателей встречает несколько контейнеров для раздельного сбора мусора. Сейчас выкинуть металл, батарейки, стекло, крышки, бумагу, полипропиленовые мешки, банковские карты и несколько других видов пластика в Zerowaster можно свободно, но Андрей не исключает, что в случае слишком высокого спроса услугу придется сделать платной. Эти отходы магазин отправляет организациям «Вторсырьё на благотворительность», «Курсор», «Расти город» и «Экостройресурс».

По словам Андрея Жвакина, среднестатистический клиент магазина — это человек, живущий осознанно. Он уже сортирует вторсырье у себя дома, разбирается в локальных экодвижениях и в целом «понимает, зачем сюда идет». Небольшую ставку он делает и на местных жителей: они, по предположению предпринимателя, будут приходить в Zerowaster, хотя бы для того, чтобы купить орехи, которые здесь явно дешевле, чем в супермаркете.

Ассортимент

Согласно философии, в Zerowaster продаются вещи, которые помогут прийти к более экологичному стилю жизни. В первую очередь, это товары российских брендов. К примеру, бытовая химия — от кировской фирмы «Голодный леший», которая не тестирует свои продукты на животных, а кусковое мыло Zerowaster закупает у самарской мастерицы.

Андрей рассказывает, что выбирал ассортимент на основе опросов в соцсетях, личного мнения, советов знакомых и примеров из других городов. Так на полках поселились текстильные мешочки (от 90 до 140 рублей) и шоперы (от 350 от 1300 рублей), многоразовые бахилы трех размеров (от 200 до 250 рублей), бамбуковые зубные щетки (150 рублей), трубочки (от 90 до 150 рублей), хлопковые диски (от 210 до 290 рублей), премиальные термокружки из стали (3300 рублей), мочалки (320 рублей), губки из джута (100 рублей), средства женской гигиены (от 330 до 680 рублей) и авоськи (190 рублей).

На развес предлагают купить травяной чай из Алтая (от 135 от 145 рублей за 100 грамм), несколько видов зубной пасты (140 рублей за 100 грамм), твердые шампуни для разных типов волос (190 рублей за 100 грамм), мыло (от 145 до 185 рублей за 100 грамм), дезодоранты-аэрозоли (180 рублей), а также универсальное чистящее средство (35 рублей за 100 грамм). В отдельных диспенсерах держат орехи и крупу — их отдают от 160 до 900 рублей за килограмм.

Перспективы

Следующим шагом для магазина станет запуск доставки: Андрей планирует создать точки самовывоза в Кошелеве, Крутых Ключах, Южном городе и Новокуйбышевске, а также наладить логистику и выдать курьерам портативные кассы.

При этом Zerowaster как бренд не собирается останавливаться на одной Самаре. В будущем бизнесмен хочет открыть магазины в Казани, Екатеринбурге и Ульяновске.