674

Гид: что смотреть на ретроспективе Фассбиндера

Виктор Тимофеев

Райнер Вернер Фассбиндер — один из важнейших немецких режиссеров, лидер нового немецкого кино, снявший за 13 лет 42 фильма. К 70-летию режиссера Гете-Институт покажет в Музее модерна и в Cloud Cafe ленты, которые режиссер снял, и в которых снялся сам. Рассказываем обо всех картинах, посмотреть которые можно абсолютно бесплатно.

«Тоска Вероники Фосс»

Стильный черно-белый шедевр, в котором чего только нет: мелодрама, криминальный триллер, нуар

Фильм называют предсмертной запиской режиссера, умершего через четыре месяца после премьеры. Стильный черно-белый шедевр, в котором чего только нет: и мелодрама, и криминальный триллер, и нуар. Поздним вечером в Мюнхене в середине 1950-х спортивный журналист Роберт Крон предлагает мокнущей под дождем даме Schirm und Schutz — зонтик и пиджак. Дама оказалась, как водится, с биографией и со своей тайной. Да и к тому же знаменитой кинозвездой времен Третьего рейха, которую наш герой, правда, сперва не узнал. Ну, редко ходит человек в кино! 12 февраля, пятница, 19-00, Музей модерна, ул. Фрунзе, 159

Катцельмахер

Ранний фильм Фассбиндера и впечатляющий пример немецкого трудоголизма — фильм сняли за рекордные девять дней. Если «Вероника Фосс» — фильм для синефилов, то «Катцельмахер» — скорее для театралов. Тут вовсю сквозят идеи фассбиндеровского «антитеатра», где главное происходит не на сцене, а в сознании зрителя. Минималистская экспериментальная картинка плюс молодые-красивые еще актеры театра Фассбиндера, которые позже снимутся в большинстве его фильмов, а также сам режиссер в роли — внимание! — грека-гастарбайтера, который внезапно сваливается как снег на голову кучке баварских обывателей. Как ни крути, грек с возу — немцу легче. Вполне себе критический портрет немецкого послевоенного общества.

13 февраля, суббота, 19-00, Музей модерна, ул. Фрунзе, 159

«Сатанинское зелье»

Даже для Фассбиндера этот фильм — полный отрыв. Трагикомедия про незадачливого писателя Вальтера Кранца, который в поисках хлеба насущного ищет приключений. За ним охотятся издатели: аванс за рукопись получил, а писать кто будет? Пушкин? Неприятности валятся на него со всех сторон: он то проститутку в дом позовет «для интервью», то любовницу пришьет, то никак с толпами поклонниц не разберется. Из всей этой любовной неразберихи получается предельно честный разговор об интеллигенции в послевоенной Германии.

20 февраля, суббота, 19-00, Музей модерна, ул. Фрунзе, 159

«Марта»

Психотриллер про библиотекаршу, которая вдруг в тридцать встречает свою судьбу

Когда в Берлине стали делать большую выставку к юбилею мастера, откопали его личную фильмотеку и с удивлением обнаружили, что преобладают в ней фильмы сэра Альфреда Хичкока. Ну, и «Марта», попросту говоря, — скромный немецкий подарок любителям дедушки Фрейда, психологический триллер про библиотекаршу, которая вдруг в тридцать встречает свою судьбу. Жила себе и жила с родителями, которые ее третировали, а тут вдруг резко пришлось повзрослеть.

21 февраля, воскресенье, 18-00, Cloud Cafe, ТЦ «Скала»

«Ваал»

Фильм 44 года (!) пролежал на полке, и показали его всего пару лет назад на Берлинале

Это фильм не Фассбиндера, а Фолькера Шлёндорфа, еще одного режиссера нового немецкого кино. Самый нашумевший его фильм — «Жестяной барабан», получивший пальмовую ветвь в Каннах. «Ваал» — картина 1969 года о поэте, прославившемся, а затем отвергнутом буржуазным обществом. Поэт этот — форменная скотина, анархист, бродит в поисках шнапса, сигарет, женщин и мужчин в мире, где «только небо укрывает наготу». Фильм 44 года (!) пролежал на полке, и показали его всего пару лет назад на Берлинале (а потому не ищите его в Сети). На сей раз постаралась не госцензура. В основе сценария — пьеса Бертольда Брехта, вдова которого сочла экранизацию «жуткой» и наложила запрет на дальнейшие показы. После смерти вдовы ее дочка оказалась сговорчивее.

27 февраля, суббота, 19-00, Музей модерна, ул. Фрунзе, 159

Разговор с Райнером Вернером Фассбиндером

Отличный (и единственный!) шанс побыть целый час наедине с Фассбиндером — правообладатели бдят за тиражированием документалки. Посмотреть есть на что: слегка укуренный мастер сидит в своей парижской квартире, его недолгом пристанище за пределами Германии, напротив — кинокритик Петер В. Янсен. Гений рассказывает о своем детстве, обсессиях, страхах, фильмах.

28 февраля, воскресенье, 18-00, Cloud Cafe, ТЦ «Скала»