112

Творить, а не вытворять

Таня Симакова

y8xukr0wecc

Новый каталог ИКЕА уже появился в каждом почтовом ящике города, и главными его героями стали дети. «Творите что хотите!» — таков слоган, взятый за основу рекламной кампании одной из крупнейших мировых сетей по продаже мебели и товаров для дома. О том, как развивать в детях творческое начало с помощью, казалось бы, незначительных деталей интерьера, «Большой деревне» рассказала Наталья Барложецкая, детский психолог, эксперт компании ИКЕА.

 

— На презентации нового Каталога ИКЕА 2014 много говорилось о том, что у современных родителей часто не хватает знаний, чтобы создать подходящий интерьер для творческого развития ребенка. О каких знаниях идет речь?

— Есть два слова — «творить» и «вытворять». Родителям часто не хватает знаний о том, как поддерживать в детях стремление к творчеству и направлять его в созидательное русло. Дети в неправильно созданных родителями детских комнатах чаще всего именно вытворяют: рисуют на стенах, портят паркет, что-то вырезают из штор. Вместо того, чтобы наслаждаться обстановкой, которую для него с любовью создали, ребенок начинает ее трансформировать и уничтожать. На самом деле, он просто хочет жить в том пространстве, которое раскрывало бы его творческий потенциал. А раскрывает его зачастую совсем не та обстановка, которую родители обычно выбирают для детской комнаты.

JH4rtftXFcY

— В чем их главная ошибка?

— Прежде всего, детская комната должна соответствовать возрасту ребенка. Комната может быть и «на вырост», в этом нет ничего плохого, но нужно понимать, что физически ребенок растет не так быстро, как меняется его психика. Кроватка для ребенка трех лет еще может подойти для ребенка пятилетнего, но пространство, в котором он будет существовать, должно меняться, ведь в разном возрасте ребенок познает мир разными способами.

В годик ребенок пробует все на вкус и тактильно. Мишки, щеночки, кораблики — нужны не ребенку, родители покупают их для самих себя. Малышу же они пока абсолютно безразличны. Ему хочется походить по разным поверхностям, трогать их. В комнате годовалого ребенка должно быть что-то гладкое, что-то шершавое, что-то ребристое, что-то холодное, что-то теплое, что-то меховое и т.д. И никаких ковролинов, однозначно.

Ребенок познает окружающее пространство на вкус и на ощупь, он тянет все в рот, все трогает, ему интересно играть с водичкой, потому что она мокрая, интересно трогать лампочку, потому что она горячая и светится, и т.д.

EGXu9w13Bv0

Потом наступает момент, когда ребенок начинает очень хорошо воспринимать мир на слух — начинает стучать, кричать, и этот крик становится управляемым — это период лепетания. К трем годам ребенок уже различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный и белый, но наибольшая нагрузка все-таки идет на слух. Очень часто родители помещают в комнату ребенка множество источников звука: магнитофон, телевизор, говорящие игрушки, бубен, трубу, барабан и так далее. Ко мне обращались такие родители, которые признавались, что устают от своего шумного ребенка. Оказалось, что в его детской просто невозможно находиться в тишине — там все время работает радио, все машинки обязательно с сиренами и т.д. И есть другая крайность, когда фактически звуковая сторона жизни не используется. Но какой дизайнер вам скажет, что нужно поместить в детскую комнату что-то звучащее? А звучать могут разные вещи: метроном, тикающие часы, несколько игрушек, которые воспроизводят звуки, но именно несколько. Такие вещи должны появляться в комнате у ребенка в возрасте до трех лет.

А дальше наступает следующий период — когда важно все рассматривать, эта потребность включается очень интенсивно. До пяти лет не рекомендуется создавать для ребенка полностью тематическую комнату, без возможности ее изменить. Бывает, заходишь в детскую, там люстра в виде штурвала, на стенах корабли, казалось бы, все замечательно. А ребенок немножко поиграл в эти корабли, потом ему захотелось стать космонавтом или в балете танцевать. Но тут уже никуда не денешься, везде корабли. Стены должны нести информацию, особенно ближе к пяти годам, когда дети начинают воспринимать мир глазами. Плюшевых щенят и кораблики, если родители их все же купили, пора убирать. Лучше повесить плакат с изображениями домашних животных, и даже необязательно звать ребенка заниматься. Можно просто, подходя, спрашивать его, кто изображен на картинке.

WSXNsI0J2MY

В этот же период ребенок готов изрисовать буквально все вокруг, нижнюю часть комнаты ни в коем случае нельзя полностью занимать мебелью. Запретить рисовать невозможно, потому что если ребенок не будет рисовать на обоях — будет рисовать на дверях, не будет на дверях — найдет место на холодильнике. На уровне его роста нужно выделить какое-то место, где эту потребность можно реализовать. Пусть это будет кусок обоев или рулон бумаги, а возможно даже шторы из ткани с черно-белым орнаментом, которые можно раскрасить вместе с ребенком специальными маркерами и создать уникальный шедевр, который потом может украшать детскую. Помните, что бумагу для рисования нужно менять раз в неделю — это очень важно!

— Что вы могли бы сказать о безопасности детской комнаты?

— Если вы создаете комнату для маленького ребенка, нужно встать на колени и проползти по всему ее периметру. Вы увидите и провода, которые от плинтусов оторвались, и мелкие бусины, которые у вас куда-то закатились, могут даже торчать гвозди из пола, просто вы их не замечаете.

Ребенок растет, примерно в годик он начинает ходить, а это значит, что все, что находится на полочках и в ящичках, до которых он может добраться, может быть использовано для игр и для изучения. В детской должны быть полки для детей — это все, что безопасно и на уровне их роста, и полки для родителей — очень высоко, на уровне поднятой руки взрослого человека, куда ребенок не сможет добраться, даже взобравшись на стул. Запрещать что-то в этой ситуации практически невозможно. Важно, чтобы и предметы мебели были рассчитаны на детей. Например, привинчивающиеся настольные лампы — маленький ребенок очень подвижен, и обычные лампы очень часто падают. Выдвигающиеся ящики и дверцы шкафов в детской должны быть без доводчиков. Это позволит избежать травм, когда маленькие пальчики страдают от «взрослой» мебели.

uv7gdwR9HEU

— Есть еще и такое понятие, как психологическая безопасность.

— Да, и она не менее важна. Это заметно, что в создании товаров ИКЕА принимают участие детские психологи. Возьмем элементарный пример — безопасное пластиковое зеркало, сделанное специально для детей. В детской зеркало необходимо: с ним дети лучше осваивают эмоции, у них быстрее развивается речь. Кстати, зеркало в комнате ребенка мешает ему врать. Представляете, какие психологические последствия имеет простое существование зеркала в детской комнате? В ИКЕА учли еще один важный момент: оно закрывается ставнями. Дело в том, что маленькие дети, проснувшись ночью, могут испугаться своего отражения.

oS54fUk2ctk

Многие родители не понимают, для чего нужен парусиновый домик, который есть в новом каталоге. Парусиновый домик, палатка, или его эквивалент, например, стол, накрытый скатертью до пола, помогают ребенку найти точку спокойствия. Особенно если ребенок испытывает страхи — а пик детских страхов приходится на 3-5 лет, — ему обязательно нужно в комнате какое-то небольшое замкнутое пространство. В таком месте ребенок может подсознательно вернуться к состоянию полной безопасности, когда он находился в утробе матери.

Fbw4fAcrqDk

В этот домик можно положить несколько подушек, разных по фактуре — бархат, атлас, искусственный мех — и обязательно добавить туда фонарик, потому что этот фонарик потом будет и лазерным лучом, и мечом, и чем угодно, самое главное — поможет ребенку справиться с боязнью темноты. Светодиодный фонарик еще и абсолютно безопасен для ребенка любого возраста, ведь они не нагреваются, потребляют в 20 раз меньше электроэнергии, а некоторые из них может работать без батареек, от конденсатора, накапливающего электрический заряд. С ним ребенок сможет познавать мир и даже «добывать» электричество.

xXBkGwjCsF4

— Какие цвета лучше всего использовать в детской?

— От переизбытка цвета ребенок устает. Я всегда советую выбирать пастельные тона, как основу, и дальше добавлять краски с помощью текстиля или аксессуаров. Можно использовать цветотерапию в небольших дозах: хотите, чтобы ребенок был более активным — разложите в комнате несколько контрастных, ярких подушек, красных, например. Вешайте оранжевые шторы, особенно зимой, когда солнышка не хватает. Хотите, чтобы ребенок был более спокойным — выберите несколько предметов зеленого или светло-желтого цвета. Это совсем не значит, что нужно выбрать зеленый диван и желтые стены, речь именно об аксессуарах. Интеллектуальную деятельность хорошо усиливает синий. Светлый интерьер вызывает у ребенка желание нарисовать, переделать, переставить — и у него должна быть эта возможность. Не выбирайте для детской неподъемный стол, лучше пусть там будет огромная подушка, которую можно перетаскивать с места на место. Эта подушка может быть и табуретом, и кроватью, а потом превратится в ядро и пушку, на которой он куда-то улетит.

Затем наступит подростковый возраст, в этот период ребенок захочет творить и самовыражаться: черные стены, красные шторы — все в этом духе. Необходимость жестких, резких контрастов связана опять же с психической деятельностью. Подростку нужно дать полную свободу действий, потому что это его комната, его пространство, он в нем нуждается, и если он захочет поклеить себе черные обои и потом украсить их какими-то постерами, вы должны дать ребенку такую возможность. Через какое-то время вы увидите, что даже эти темные стены окажутся потрясающими, потому что дизайн с ними можно создать невероятный.

xXBkGwjCsF4

Все постепенно начинает в этой комнате уравновешиваться, там начинает проявляться какая-то гармония. Это удивительное ощущение — пространство, которое вы долгое время создаете для ребенка, а потом совсем отдаете ему, он трансформирует совершенно по-своему, и если вы позволяли ему самореализоваться, у него получается нечто совершенно необыкновенное. У ИКЕА есть специальная серия аксессуаров для подростков: дверные таблички, декоративные подсветки, которые смогут помочь ребенку привнести индивидуальность в окружающее его пространство. Например, рамы ЮСНИНГ со светодиодной подсветкой придадут «звездный» вид всему, что дети захотят в них поместить — постерам, фотографиям, рисункам… Ими можно подсветить названия дней недели, а под рамами повесить крючки, чтобы ребенок учился быть организованным.

Не переживайте, однажды наступит время, когда ребенку, как и вам, захочется спокойных кремово-бежевых тонов, пространства, в котором он будет чувствовать комфорт и отдыхать, и ему совершенно не будет хотеться раскрашивать обои и мебель.

А пока помните главное — интерьер должен быть легко изменяемым, с помощью текстиля, ярких деталей. Позвольте ребенку выразить свое мнение уже на этапе подбора предметов интерьера. Такие ответственные решения помогут развить личность ребенка и укрепить его уверенность в себе. И тогда основным занятием ваших детей станет не компьютер и телевизор, а, например, музыка, рисование, танцы или дизайн. Творческий потенциал детей безграничен — нужно только дать им немножко свободы.