55

В Москве открывается выставка «Феминистский словарь»

24 октября в художественной галерее ISS MAG на территории закрытого заводского комплекса НИИДАР в Москве откроется выставка «Феминистский словарь». В экспозиции представлена работа группы самарских художников на тему абортов.

Выставка проводится при поддержке Фонда Розы Люксембург. Зрители увидят художественные проекты, осмысляющие актуальные общественные проблемы на стыке искусства, активизма и феминистской критики. Так, работа самарского коллектива затрагивает тему репродуктивного насилия. Художественная часть проекта включает в себя инсталляцию из бытовых предметов — вешалки, спицы, спринцовки, луковицы и другие, которые во времена СССР использовались для проведения подпольных абортов. Авторы объясняют актуальность работы тем, что некоторые представители власти и РПЦ вновь пытаются регулировать права женщин на добровольное прерывание беременности. В частности, в начале года патриарх Кирилл выступил за выведение абортов из системы ОМС. Ранее аналогичную инициативу на местном уровне выдвигал депутат самарской губдумы Дмитрий Сивиркин. Запрет на бюджетное финансирование абортов, на взгляд художников, может возродить в России печальную традицию подпольных операций и связанных с ними травм и смертей.

Выставка работает до 7 ноября. Вход бесплатный, необходима предварительная запись по телефону +7 (926) 549-22-22

Москва, завод НИИДАР, м. Преображенская площадь

Элина Драгунова

Элина Драгунова

Участница выставки

«В нашей работе мы акцентируем внимание зрителя на том, что результат политических игр в современной России ожидаем: очень скоро попытка регулирования репродуктивных прав скажется на самых незащищённых слоях населения. Исторический опыт в этом вопросе отчётливо показывает, что запрет абортов — однозначно опасная, а главное, не эффективная законодательная мера. Замечу, что и сейчас аборты делаются нелегально, но это пока не носит массового характера».

Светлана Чернова

Светлана Чернова

Участница выставки

«Проблема репродуктивного насилия в медиапространстве обычно приглажена и причесана, чтобы не пугать и не „пропагандировать“ методы подпольных абортов. К сожалению, мне показалось, что и организаторы выставки осторожничают с данной темой — нам много раз урезали концепцию вплоть до замены инсталляции из предметов самоабортажа их фотографиями. Я считаю, что данная тема заслуживает того, чтобы драматизировать — нет ничего страшного в том, чтобы в гиперболах и метафорах донести мысль о недопустимости контроля над женским телом».

Наталья Чиндина

Наталья Чиндина

Участница выставки

«В теоретической части работы мы решили использовать понятие „репродуктивное насилие“, поскольку оно позволяет проиллюстрировать то, какие именно аспекты патриархальной культуры становятся объектом феминистской критики. За этим понятием кроется попытка навязать гендерный стереотип „женщина=мать“, а также стремление контролировать женское тело, что, безусловно, неприемлемо с феминистской точки зрения. Художественная составляющая работы, инсталляция из объектов, используемых для нелегальных абортов, показывает, как одна форма насилия влечет за собой другую».